Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница

Сведения об авторах

РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЦИКЛИРОВАНИЯ И ВТОРИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ

Есина Е. А., ООО "Центр системных исследований" (Санкт-Петербург, Россия)

Аналитический обзор современных тенденций накопления и обращения отходов говорит о том, что во всем мире наблюдается рост отходов и повышение важности научных и инженерных проблем в этой области. Основываясь на Европейском Законодательстве (75/442/УС, 91/156/УС), каждая страна должна планировать управление различными потоками отходов.
Экологические проблемы все чаще становятся предметом интереса и изучения со стороны экономических наук. Сохранение среды обитания начинает рассматриваться как экономическая проблема с точки зрения макро- и микроэкономической проблематики. Решение экологических проблем возможно только в рамках всей экономики в целом. Система регулирования хозяйственной деятельности должна быть "настроена" таким образом, чтобы предприятия, действуя в соответствии с внутренними критериями экономической эффективности и в рамках законодательства, обеспечивали приемлемый для общества уровень качества окружающей среды.
Оценка производств отходов весьма сложна. Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в этой области в настоящее время. Потенциальные рециклируемые отходы делятся на два типа: старый металлолом и новый металлолом (металлолом). Новый металлолом составляется из остаточных генерированных материалов в процессе производства. Например, стальной брикет, полученный из маленьких стальных остатков (металлостружки и т.д.). Старый металлолом воспроизводится из использованных продуктов потребления. По данным фирмы RIGK (Германия) с экономической и экологической точек зрения повторная переработка отходов целесообразна лишь при наличии чистосортных отходов и возможности получения продуктов, пользующихся спросом.
Рынок работает неэффективно потому, что пользователи продуктами не ощущают полных предельных издержек общества от размещения рециклируемых ресурсов. В результате рынок оказывается под влиянием настроений не заниматься рециклированием старого металлолома и находится под влиянием использования первичных материалов.
Трудностей в рециклировании нового металлолома значительно меньше, чем при рециклировании старого. Новый металлолом, находясь уже на месте производства, может сразу же без транспортных издержек опять поступать в производство. Транспортные издержки ведут к существенному увеличению издержек при использовании старого металлолома.
Ключ к пониманию, почему эти издержки не интернационализируются, лежит в желаниях отдельных потребителей продукта. Положим, вы имели незначительное количество алюминиевых вещей, которые оказались ненужными. Вы можете либо рециклировать их, что обычно осуществляется в рециклирующих центрах, либо выбросить. Сравнивая эти две альтернативы, вы заметили, что рециклирование предполагает издержку для вас (транспортная издержка), а второе предполагает другое (издержку размещения).
Рыночные механизмы автоматически создали давление на рециклирование и вторичное использование отходов. Высокие издержки размещения отходов и растущий дефицит первичных материалов создает огромный спрос на их переработку. Это очевидно для многих продуктов, которые содержат медь или алюминий. Отсутствие достаточного количества резервов ресурсов и отсутствие налоговых тарифов означает, что наши национальные интересы безопасности неадекватно отражаются в рыночных отношениях, включая стратегические материалы.
Трудно для потребителя делать это сравнение, потому что путь коллективной свалки традиционно финансировался. Городские районы финансировали коллективные свалки из средств, полученных от налогов, или потребитель платил сам. Ни тот, ни другой из этих подходов прямо не связывают с масштабом платежеспособности частника величину дохода. Предельные издержки домовладельца, выбрасывающего больше одной единицы хлама, несущественны даже тогда, когда дополнительные издержки для общества отсутствуют, так как индивидуальные издержки размещения и издержка для общества в целом расходятся.
Когда индивидуальная предельная издержка размещения ниже, чем предельные общественные издержки размещения, рыночный уровень рециклирования (где предельная издержка рециклирования равна индивидуальной издержке размещения) эффективен только в том случае, если все социальные издержки, включенные в предельную издержку, будут достигать эффективной величины рециклирования.
Этот факт может подкрепляться числовым примером. Положим, ваш город обеспечивает сбор хлама, за который вы платите 150 долл. в год в виде налогов. Ваши издержки будут 150 долл., независимо от того, как много вы выбрасываете. В этом году ваша добавленная (предельная) издержка равна нулю. Конечно, предельные издержки для общества не ноль, а поэтому баланс между альтернативами, как видится частным домовладельцам, зависит от выбрасываемых вещей.
Как рынок должен реагировать на попытку потребителей продукции иметь предельные издержки размещения? Основное внимание должно быть направлено на рециклированные запасы минералов. Потребители могут избежать издержки размещения и быть вынужденными оплачивать выброс изделий. Это может вызвать отвлечение некоторых минералов до поступления их в рециклирующие центры, где они должны быть восстановлены в производственных процессах. Это расширяет запас ресурса. Если этот расширенный запас позволяет торговцу предельно использовать экономическую возможность, расширение запаса могло бы выражаться в более низких средних издержках процессов и большем рециклировании материалов.
Анализ программы переработки банок штата Орегон может проиллюстрировать, как налоговый подход работал с 1982 по 1987 г. Чтобы снизить потребление энергии и обеспечить вторичное использование ресурсов штата Орегон, Управление энергетики предоставило налоговые кредиты для 163 проектов. Штат Орегон также предоставил широкий налоговый кредит, который расходуется на оборудование, землю и строительные объекты. Бумажные компании, получатели двух типов кредитов, использовали их, чтобы увеличить возможности для переработки использованных газет и картона, в бумагоделательных процессах. Как результат, рециклирование газет в Орегоне достигает 65%, что в 2 раза выше среднего значения по стране.
В настоящее время, во многих странах, используют налоговую политику, чтобы субсидировать приобретение предприятий по переработке отходов в общественном и частном секторах. Часто, принимая форму продаж, налоговые освобождения или инвестиционный налог создают выгоды для частых предприятий или дают им заем или дотации для местных общин.
Еще одна ситуация влияет на использование вторичного и первичного сырья. Когда ущерб окружающей среде исходит от использования и добычи первичных материалов и от неиспользования вторичных материалов, то рыночное распределение будет базироваться только на первичном сырье. Ущерб может ощущаться на шахте, через экологические издержки при открытой добыче, или на месте производства, где сырье перерабатывается. Положим, что добывающая промышленность была вынуждена увеличить издержки, связанные с нанесенным ущербом окружающей среде. Как следует включать эти издержки в цену рынка?
В свою очередь, это должно вызвать сдвиг влево кривой общих запасов. Рынок должен уменьшить использование ресурса благодаря более высокой цене. Таким образом, издержки на охрану окружающей среды должны рассматриваться с издержками на размещение отходов, что ведет к увеличению желания переработки отходов.
Цены на старый лом, в общем, были более чувствительны к транспортным издержкам, чем к первичному сырью. По такой причине экономическая жизнеспособность старого лома чувствительна к транспортным издержкам.
Структура транспортных издержек несправедливо дискриминируется относительно старого лома. Имеются два основных стандарта в качестве аргумента. Не только грузоотправители не собирались платить средние нормы за сравнимый груз, но также за их фрахтовые нормы, которые составляют огромную долю общей величины старого лома по сравнению с первичным материалом. Этот аргумент предполагает, что когда нормы меняются во времени путем уравнивания процентных увеличений (исторически, общая практика), это является причиной, почему старый лом становится невыгодным.
Железнодорожные фрахтовые тарифы (нормы, ставки) рыночно неопределенные. Железные дороги должны подчиняться некоторым предложенным ставочным предписаниям и изменениям, коммерческой комиссии между штатами.
Искусственно низкие издержки размещения отходов, налоговые нарушения на сырье снижают роль, которую мог бы сыграть старый лом из использованных банок.
Заметим, что многие из этих проблем, - такие, как ценообразование за услуги размещения отходов, налоговые нарушения для первичного сырья и ценовые решения, - результат правительственных действий. Однако это неверно относительно ущерба, связанного с охраной окружающей среды из-за разнообразия мусора, с загрязнением воздуха, воды и открытой добычей минерального сырья. Когда продукт производится из первичных материалов, вместо повторно используемого минерала, а издержки, объединенные с ущербом, нанесенным окружающей среде, не учитываются, некоторые правительственные действия могут быть ослаблены. Поэтому государственное регулирование в данной области должно дополняться усилением программ, чтобы учесть издержки от мероприятий по охране окружающей среды. Общество узнало идеологические падения, предполагающие, что проблемы окружающей среды могут решаться растущим значением правительственного контроля, хотя данный прием не несовершенен. Эффективная роль правительства в достижении баланса между экономической системой и окружающей средой требует меньше контроля в некоторых районах и больше в других.

Главная страница
Сведения об авторах



© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 22.04.07