Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Дымов Д. Е., ЗАО "Правовая группа "ЭКОправо" (г. Москва, Россия)

Любая область деятельности основывается на законодательстве, от четкости и непротиворечивости которого зависит не только эффективная реализация самих законодательных положений, но и соответственно состояние дел в конкретной области производства.
Не является исключением и законодательная регламентация деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
На сегодняшний день в РФ правовое регулирование данной области является достаточно полным. Однако в связи с тем, что законодательство по вопросам отходов производства и потребления принималось в различное время, в период с 1991 года и по настоящее время, подходы законодателя к его составу определялись по-разному. В этой связи неизбежно возникают проблемы эффективности правоприменения.
Анализ российского законодательства позволил выделить на сегодняшний день целый ряд правовых проблем в рассматриваемой области. Наиболее существенными, на наш взгляд, являются следующие.
1. Правовые основания введения налога на тару и упаковку. Сложность ситуации в области утилизации отходов производства и потребления связана в первую очередь с тем, что при утилизации отходов производства и потребления мы, прежде всего, имеем дело с отслужившей упаковкой от предметов потребления. В этой связи вопрос о необходимости определения стороны, обязанной взять на себя финансирование переработки упаковки и тары, ставших отходами, выходит на первое место. Однако решение его на сегодняшний день осложнено многими факторами.
2. Государственный Кадастр отходов. В настоящее время Российская Федерация не имеет государственного Кадастра отходов, поскольку отсутствуют его составляющие. Одной из причин такой законодательной проблемы может быть отсутствие, среди приведенных в ст. 24 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" мер экономического стимулирования указания на предоставление природопользователям налоговых льгот с учетом возможности налогового законодательства. Так, в частности, ст. 66 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (часть I) введено понятие инвестиционного налогового кредита, а ст. 67 установлен порядок его предоставления, в соответствии с которым он может предоставляться при проведении организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.
Таким образом, отсутствие в ст. 24 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" в качестве одной из мер экономического стимулирования предоставления природопользователям налоговых льгот будет сохранять возможность конфликта его положений с положениями других законодательных актов.
3. Федеральный классификационный каталог отходов. Нечеткость формулировок федерального классификационного каталога отходов приводит к конфликтным ситуациям по отнесению того или иного отхода к конкретному классу опасности отходов.
4. Брошенные отходы можно обратить в свою собственность. Отсутствие экономических стимулов приобретения в собственность бесхозных отходов сводит на нет усилия законодателя в правовом регулировании данного вопроса.

LEGAL PROBLEMS OF THE RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION ON PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTES

Dimov D. E., Close Corporation "Legal group "ECOpravo", Moscow, Russia

Any field of activity is based on the legislation; legislation preciseness and non-contradictoriness affect not only effective realization of law statements themselves, but consequently the status of a certain industry. Legislative regulation of activities aimed at handling production and consumption wastes is not an exception, either.
Analysis of the Russian Federation legislation allows us to mark out a number of legal problems in this area; some of these problems are brought forward for consideration:
1. Legal basis for implementing tare and package tax.
2. State Cadastre of wastes.
3. Federal classification catalog of wastes.
4. Abandoned wastes can be turned into private property.

Главная страница
Сведения об авторах


© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 23.04.07