Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ: ПО ЗАКОНУ ИЛИ ПО СЛУЧАЮ?

Бройде З. С., Государственный научно-технический центр по межотраслевым и региональным проблемам экологической безопасности и ресурсосбережения «ЭкоРесурс», Черновцы, Украина


Совещание по сотрудничеству Украины с ЕС в сфере управления обращением с отходами, организованное Еврокомиссией, Минприроды Украины и ГК “Укрэкокомресурсы” (состоялось 27.06.2005 г.), показало, что, несмотря на различия в подходах к основным аспектам, украинская нормативно-правовая база имеет широкие возможности для гармонизации с “acquis communautaire”. Аналогичные выводы о возможностях сотрудничества на постсоветском пространстве можно сделать, сопоставляя Закон Украины “Об отходах”, принятый в 1998 г., и Модельный Закон “Об отходах производства и потребления”, принятый постановлением Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ от 15.06.1998 № 11-9.
Уникальность Украины в данной сфере (удельные показатели на душу населения и единицу территории, состав, соотношение между производственными и муниципальными отходами, потенциал техногенных месторождений, принимая также во внимание послечернобыльский «имидж», аварию на Стебниковском химкомбинате с колоссальным выбросом в Днестр в 1983 г. и др.), позволяет использовать этот потенциал и в качестве геополитического фактора, и для инновационно-инвестиционных потребностей страны.
Пример Румынии, инициировавшей после серии чрезвычайных техногенных ситуаций Декларацию Бухарестского Саммита “Окружающая среда и устойчивое развитие в Карпатско-Дунайском регионе” (2001 г.) и 18-летний план гармонизации своей нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами с европейской, показывает, что такой путь:
— действительно является эффективным направлением международного сотрудничества, улучшения имиджа страны и получения существенной европейской и мировой помощи;
— стимулирует инновационно-инвестиционную деятельность и способствует эффективному привлечению современных “best available technologies” (ВАТ) не только для переработки отходов, но и для повышения конкурентоспособности продукции и услуг в целом.
За минимизацией отходов, являющейся главной мировой тенденцией в данной сфере, провозглашенной также и в украинском Законе, стоит стремление выровнять главный дисбаланс глобального природопользования и экономики, который можно выразить словами К. Фуслера: “Мы расходуем основной капитал планеты, вместо того, чтобы жить на дивиденды”. Как было показано (см. Бройде З. С. О стандартизации управления состоянием окружающей среды // Экотехнологии и ресурсосбережение. — 1998. — № 1. — С. 27–33), неучитывание фактической стоимости использования материально-энергетических и экологических ресурсов в оценке жизненных циклов производства и потребления товаров и услуг перекладывает сегодняшнюю прибыль, получаемую от такого хозяйствования, на плечи последующих поколений с огромными процентами.
Унаследованная от СССР декларативность нормативно-правой базы, внерыночные цены на указанные ресурсы и соответствующий менталитет населения проявляются сегодня в:
— отсутствии предусмотренной Законом системы управления обращением с отходами на региональном, местном и объектном уровне;
— подмене правового и экономического механизмов действия Закона “ручным ” управлением “по случаю”, не говоря уже о каком-либо планировании обращения с отходами, предусмотренном Рамочной Директивой ЕС;
— игнорировании имеющихся возможностей современных информационных технологий, которые по законодательству должны стать основой информационно-аналитических (информационно-экспертных) систем в сфере обращения с отходами.
Статья 17 и раздел IV (ст. ст. 18–25) Закона Украины “Об отходах” четко формулируют задачи субъектов хозяйствования и властей всех уровней по решению этих проблем. К ним непосредственно примыкают ст. 26 об учете и паспортизации отходов как основы всей системы управления в этой сфере и статья 16, определяющая права субъектов хозяйствования, взаимодействующих с властями.
Легитимное взаимодействие всех действующих лиц в сфере обращения с отходами возможно исключительно через выявление, сбор, обработку и обмен данными (унифицированной информации), на основе которой ведутся статистические наблюдения, принимаются управленческие решения и осуществляется сотрудничество на всех уровнях, включая международный. Именно такой подход позволяет превратить минимизацию отходов в органический элемент каждого их звеньев жизненного цикла производства и потребления продукции и услуг.
Альтернативой является ведомственное дробление и дублирование этой информации, ведущее к утрате или искажению данных (от внутрипроизводственных до госстатотчетности) и неадекватности управления реальной ситуацией. Естественно, что при таком подходе реализация интегрированного предупреждения и контроля загрязнений окружающей среды, определение ВАТ, организация соответствующего обращения с опасными отходами и вторичным сырьем, обеспечение полноты и достоверности статистической информации и, главное, минимизация отходов на объектном, местном, региональном и государственном уровне — весьма проблематичны.
Дальнейшее невведение в действие разработанной согласно Закону информационно-методической основы управления обращением с отходами в целом препятствует и последующим шагам, уже сделанным развитыми странами и ЕС как в практической, так и в законодательной плоскостях по обращению с определенными видами отходов, начиная с опасных и организации свалок, и до утилизации упаковки и отходов электро- и электронной промышленности.
Реализация требований законодательства позволит не только тесно увязать все последующие стадии обращения с отходами с их генезисом, повышая тем самым эффективность применения ВАТ во всех сферах (например, природопользовании, производстве, обслуживании, жизнедеятельности), но и существенно изменить ментальность, начиная с профессионалов и заканчивая массовой сознательностью населения.

WASTE MANAGEMENT: BY LAW OR “AD HOC”?

Broyde Z. S., State Scientific and Technical Centre “EcoResource”, Chernivtsi, Ukraine

Ukrainian Legislation provides a broad range of opportunities for its harmonisation with “acquis communautaire” in line with the country’s development and investment needs. The Law formulates tasks for economic entities and regulatory authorities, which include the holistic approach to the data identification, collection, processing and exchange as a basis for statistical analysis, decision making and coordination at all levels, including the international level. This allows to consider Waste Minimisation as an integral element of product and service lifecycle. The alternative option would be the continued sectoral fragmentation and duplication of this information, which leads to the data loss/misinterpretation. The implementation of existing waste legislation allows to integrate all stages of waste management, improve the efficiency of the BAT-based approach to the environmental pollution control/regulation in industry and service sector, and facilitate the change in waste management culture and practices.

Главная страница

Сведения об авторах

Бройде Зиновий Самуилович, к. т. н., директор, Государственный научно-технический центр по межотраслевым и региональным проблемам экологической безопасности и ресурсосбережения «ЭкоРесурс», ул. О. Кобылянской, 2, Черновцы, 58002, Украина. Тел./факс (0372) 58-54-76. E-mail: broydedogsacura.net

Rambler's Top100


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 23.04.07