Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ УКРАИНЫ О ПОРЯДКЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ПАСПОРТИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

Шахматов В. В., Подойницын В. А., Государственный департамент страхового фонда документации, Харьков, Украина

Многие предприятия и организации, которые занимаются производством, переработкой или хранением веществ и материалов, опасных для человека или окружающей природной среды (в том числе и отходов), могут стать источником чрезвычайной ситуации (ЧС) техногенного характера в случае нарушения технологического режима, аварии либо стихийного бедствия. Такие предприятия относят к потенциально опасным объектам (ПОО) и для них разрабатывают мероприятия по прогнозированию и предотвращению возможных ЧС, в частности планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий. Потенциально опасные объекты, где количество опасных веществ превышает установленные пороговые значения, относят к объектам повышенной опасности (ОПО). Для них в соответствии с действующим законодательством (Закон Украины «Об объектах повышенной опасности», постановления КМУ от 11.07.2002 г. №956, от 18.11.2002 г. №1788, от 15.10.2003 г. №1631 и др.) предусмотрены дополнительные меры по повышению безопасности производства (оформление декларации безопасности, обязательное страхование и пр.).
Чтобы обеспечить возможность прогнозирования и предотвращения ЧС, необходимо, прежде всего, определить (идентифицировать) вероятные источники возникновения ЧС, провести их паспортизацию, организовать учет и наблюдение за состоянием их опасности (мониторинг), а также оценку риска ЧС. Работы по паспортизации ПОО и созданию реестра ПОО являются важными составляющими обеспечения национальной безопасности и отнесены постановлением КМУ от 07.02.2001 г. №122 к первоочередным мерам по реализации государственной политики в сфере защиты населения от ЧС, предотвращения и оперативного реагирования на них.
К сожалению, Методика идентификации и декларирования объектов повышенной опасности (постановление КМУ от 11.07.2002 г. №956) устанавливает критерии и порядок выбора ОПО среди ПОО, но не дает возможности однозначно отнести объект к потенциально опасным. Кроме того, она не применима к широкому кругу объектов, связанных с добычей полезных ископаемых, обращением с опасными отходами, с радиационной опасностью и пр., которые по законодательству тоже относятся к ОПО.
В связи с этим приказом МЧС Украины от 23.02.2006 г. №98 (регистрация в Минюсте от 20.03.2006 г. №286/12160) утверждена Методика идентификации ПОО, которая устанавливает критерии и порядок определения ПОО. Согласно этой методике к ПОО относятся все объекты хозяйственной деятельности, которые на основе существующих нормативно-правовых актов могут быть отнесены к объектам повышенной опасности (включая экологическую и радиационную) либо к особо опасным объектам. Из оставшихся объектов к потенциально опасным относят те, на которых возможно возникновение ЧС с уровнем, превышающим объектовый (в соответствии с постановлением КМУ от 24.03.2004 г. №368 ).
Приказом МЧС Украины от 16.08.2005 г. №140, зарегистрированным в Минюсте 01.09.2005 г. за №970/11250, утвержден новый порядок проведения идентификации и паспортизации ПОО. Основные его положения состоят в следующем.
1. Все объекты хозяйственной деятельности на территории Украины, находящиеся в государственной, общественной или частной собственности юридических и физических лиц, обязаны пройти идентификацию ПОО.
2. Идентификация состоит в выявлении на территории объектов источников или факторов опасности, которые при неблагоприятных условиях способны привести к ЧС, а также в оценке максимального уровня возможной ЧС (объектовый, местный, региональный или государственный), согласно критериям, приведенным в постановлении КМУ от 24.03.2004 г. №368 и в приказе МЧС от 22.04.2003 г. №119.
3. Проведение идентификации организует руководитель (или собственник) объекта, который по результатам обследования выносит решение о необходимости либо нецелесообразности отнесения объекта к ПОО, согласовывает данное решение с органами государственного надзора в сфере гражданской защиты населения и подготавливает уведомление о результатах идентификации.
4. Центральные и местные органы исполнительной власти на основе данных уведомлений формируют (и ежегодно уточняют) территориальные и отраслевые перечни ПОО, которые под лежат паспортизации и регистрации в Государственном реестре ПОО, и утверждают их на заседаниях соответствующих комиссий по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.
5. Руководители (собственники) объектов, которые включены в указанные перечни ПОО, обязаны в установленный срок провести паспортизацию своих объектов и направить паспорта для регистрации в Государственном реестре ПОО в соответствии с постановлением КМУ от 29.08.2002 г. №1288. Формы паспортов для разных видов ПОО размещены на официальном вебсайте МЧС Украины (www.mns.gov.ua).
6. Паспорт ПОО подлежит переоформлению каждые 5 лет. В случае изменения сведений, указанных в паспорте ПОО, руководитель (собственник) объекта обязан в 10-дневный срок направить в органы государственного надзора в сфере гражданской защиты населения новое уведомление о результатах идентификации и обеспечить внесение соответствующих изменений в базу данных реестра ПОО.
7. Проведение мониторинга ПОО осуществляется в соответствии с положением, утвержденным приказом МЧС Украины от 06.11.2003 г. №125 (регистрация в Минюсте от 28.12.2003 г. №1238/8959), и проводится согласно регламенту мониторинга ПОО (приказы МЧС Украины от 11.10.2004 г. №110 и от 07.11.2006 г. №712).

THE NOVELTIES IN THE UKRAINIAN LEGISLATION WITH RESPECT TO THE IDENTIFICATION, PASSPORTIZATION AND REGISTRATION OF POTENTIALLY DANGEROUS FACILITIES AND SITES

Shakhmatov V. V., Podoynitsyn V. A., State Department of Insurance Documentation Fund, Kharkiv, Ukraine

The latest changes in the Ukrainian legal acts concerning the identification and registration of potential sources of emergencies are presented in the paper. These documents set out the requirements, which are legally binding on all economic entities in Ukraine, regardless of their activity type and ownership.

Главная страница

Сведения об авторах

Шахматов Виктор Владимирович, зам. главы, Государственный департамент страхового фонда документации МЧС Украины, ул. Октябрьской революции, 139, Харьков, 61157, Украина. Тел. (057) 712-29-58, факс (057) 712-44-05. E-mail
Подойницын Владимир Анатольевич, канд. хим. наук, зам. начальника управления, Государственный департамент страхового фонда документации МЧС Украины, ул. Октябрьской революции, 139, Харьков, 61157, Украина. Тел. (057) 712-54-79, факс (057) 712-44-05

 

Rambler's Top100


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 10.07.07