Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ НА ТРАНСПОРТЕ

Сиденко В. П., Войтенко А. М., Кузнецов А. В., Украинский научно-исследовательский институт медицины транспорта, Одесса, Украина
Приказюк А. Н., Одесская областная санитарно-эпидемиологическая станция, Одесса, Украина

В проблеме антропогенного загрязнения окружающей среды особое место занимает водный и железнодорожный транспорт, а также соответствующие промышленные предприятия, производственная деятельность которых приводит к формированию значительных объемов жидких и твердых отходов, являющихся источниками химического и микробного загрязнения окружающей среды.
Cточные воды железнодорожного транспорта образуются в результате эксплуатации различных технических средств, производственной деятельности локомотивных и вагонных депо, ремонтных заводов, промывочно-пропарочных и других предприятий. Количество сточных вод в среднем составляет: для локомотивных депо — 100—1000 м3/сут; для вагонных депо — 50—500 м3/сут; для промывочно-пропарочных станций 500—2000 м3/сут. Часть объема этих сточных вод является условно чистой, остальная масса загрязнена отходами производства.
Основные виды загрязняющих примесей на указанных объектах таковы: нефтепродукты — 200—800 мг/л, механические примеси — 600—1400 мг/л, кислоты, щелочи, хлориды, сульфаты. В сточных водах промывочно-пропарочных станций, где производится обработка цистерн после перевозки химических грузов, содержатся, кроме того, различные химикаты (более 130 компонентов), в том числе и ядовитые (креозотовое масло, фенолы, аммиак, хлористый цинк и т. д.), а в сточных водах от обработки цистерн из-под этилированного бензина — чрезвычайно опасный тетраэтилсвинец — 0,01—0,03 мг/л. Наиболее загрязнены моющие растворы и обмывочные воды от моечных машин различного назначения: в них содержится 2000—20000 мг/л нефтепродуктов, до 10 000 мг/л взвешенных веществ, щелочность их составляет 60—750 мг-экв/л.
Ежегодно предприятия железнодорожного транспорта сбрасывают в окружающую среду с производственными сточными водами свыше 2 тыс. т загрязняющих веществ, в том числе: хлоридов — 80 т, взвешенных веществ — 400 т, нефтепродуктов — 142 т, сульфатов — 400 т, эфирорастворимых (фенол, бензол, толуол, ксилол) — 20 т. Водоемы Украины загрязнены тяжелыми металлами (кадмий, вольфрам, хром, цинк, медь, ртуть и др.). Применяемые средства биологической, химической и механической обработки сточных вод не обеспечивают их очистку до санитарно-гигиенических норм. Коэффициент очистки действующих очистных сооружений крайне низок и колеблется от 23,9 до 70%.
Поступление нефти в окружающую среду происходит в результате несанкционированного сброса неочищенных производственных вод локомотивных депо, а также при ее перегрузке в цистерны и их промывке на промывочно-пропарочных станциях (ППС). По многолетним данным Одесской дорожной СЭС и наблюдениям Украинского научно-исследовательского института медицины транспорта, так называемые «выходные» промстоки большинства локальных очистных сооружений по химическим показателям не соответствуют ПДК действующих нормативных документов (среднегодовой показатель по нефтепродуктам ст. Николаев — 7,46 мг/л; ст. Херсон — 39,5 мг/л; ст. Помошная — 42,0 мг/л; ст. Карпово — 49,2 мг/л).
Наряду с химическими факторами загрязнения окружающей среды отмечается обсеменение микроорганизмами и гельминтами внешних объектов Одесской железной дороги (образцы почв отобраны вдоль железнодорожного полотна, локомотивных и вагонных депо, пунктов промывки грузовых и пассажирских вагонов станций Одесса—Малая, Одесса—Главная, Застава—1, ст. Карпово, Помошная, Шевченко, Знаменка, Котовск).
Приходится, однако, констатировать, что внимание специалистов к этой категории объектов неоправданно снизилось. Вместе с тем, согласно собранной информации, а также данным проверки действующего природоохранного оборудования, техническое состояние локальных очистных сооружений локомотивных и вагонных депо признано неудовлетворительным.
Аналогичная ситуация имеет место и на других дорогах Украины. Последнее отражается на общей санитарно-эпидемиологической обстановке в регионах и нередко приводит к вспышкам кишечных инфекций, в возникновении которых роль контаминированных хозяйственно-бытовых вод доказана. Это, в частности, вспышки холеры в г. Николаеве (1994—1995 гг.), связанные с неудовлетворительной очисткой и обеззараживанием сточных вод перед сбросом в р. Буг, вследствие чего произошло заражение морепродуктов холерными вибрионами. По содержанию механических, биологических и химических примесей такие воды относятся к источникам загрязнения, к очистке и обеззараживанию которых должны предъявляться высокие санитарно-гигиенические требования. Средние значения величин токсикантов сточных вод и почвы (нефтепродукты, тяжелые металлы, взвешенные вещества, биогенные соединения, санитарно-показательная микрофлора, гельминты) в изученных образцах значительно превышали предельно допустимые концентрации (ПДК): нефтепродукты — 150 ПДК; ХПК — 2 ПДК; взвешенные вещества — 3 ПДК; железо — 2,2 ПДК; хлориды — 5 ПДК; азот аммонийный — 2 ПДК; коли-индекс — 2 ПДК.
Причину экологического ущерба, наносимого природе, мы видим в отсутствии в ряде случаев эффективных инженерных средств предотвращения загрязнения окружающей среды.
Украинским НИИ медицины транспорта совместно с конструкторскими организациями разработаны гигиенически регламентированные проекты-рекомендации по переработке и утилизации твердых и жидких отходов на железнодорожном транспорте. На железнодорожных станциях предлагаемая технология накопления и сдачи нечистот поездными составами такова.
Вариант 1. Устройство-контейнер устанавливается непосредственно снаружи в районе туалета в днище вагона. Твердая и жидкая фракции под действием сил тяжести через трубу попадают в контейнер, укрепленный одним концом на осях колес, а другим — на автоматической защелке, которая крепится к корпусу вагона. Контейнер имеет скользящий упор, расположенный выше поверхности рельс на высоту, которая гарантирует невозможность случайных контактов с посторонними предметами на полотне дороги. По прибытии на станцию, оборудованную местами сбора фракций, поезд проходит по путям через так называемую «приемную яму», в начале и в конце которой установлены два кулачка. В момент контакта упора с кулачком контейнер поднимается, срабатывает защелка, удерживающая контейнер, и его содержимое выливается в яму. При дальнейшем продвижении вагона упор входит в контакт с кулачком, поднимается и жестко фиксируется в первоначальном положении.
Вариант 2. Контейнер-накопитель установлен в вагоне непосредственно в помещении туалета, например, наверху. В этом случае при промывке водой туалета автоматически включается вакуумный насос, который по трубопроводу подает фракции к подвешенным контейнерам. На железнодорожных станциях в местах сбора и утилизации фракций снимается пробка с наружной стенки вагона и вакуумный насос, установленный на перроне, опорожняет контейнер.
Водные объекты нередко загрязняются средствами водного транспорта за счет сброса механических материалов, ядовитых жидких и радиоактивных веществ, синтетических отходов, нефти, мусора, судовых сточных вод.
С целью улучшения санитарно-экологической обстановки на транспорте дополнительно к существующим природоохранным средствам разработан проект «Комплекс сбора и переработки твердых отходов (бытового мусора) с судов в портах и на узловых железнодорожных станциях».
Изученные нами условия сбора и переработки отходов в портах и на железнодорожных станциях показали, что в настоящее время перспективно создание модулей с применением соответствующих технологических средств и механизмов. Технико-экономическое обоснование показывает, что практическое внедрение разработанных институтом проектов помимо экологического эффекта может дать существенную экономическую прибыль.
Для практической реализации разработок полагаем необходимым консолидировать усилия специалистов, заинтересованных министерств и ведомств в создании единой концепции и унифицированных нормативных актов по ключевым природоохранным вопросам, в том числе проблеме управления отходами на различных видах транспорта.

FOCUS ON THE SANITARY AND ECOLOGICAL SITUATION IN WASTE MANAGEMENT FIELD IN TRANSPORT SECTOR

Sidenko V. P., VoytenkoA. M., Kuznetsov A. V., Ukrainian Research Institute of Medical Care in Transport Sector, Odesa, Ukraine
Prikazyuk A. N., Odesa Oblast Sanitary and Epidemiological Service, Odesa, Ukraine

The paper presents the monitoring data pertaining to the polluting impacts of railway and water transport on the environment. It identifies key industries and processes considered to contribute significantly to the total generation of solid wastes and effluents causing chemical and microbiological pollution of the environment.
Taking into account the current sanitary and ecological situation, the authors describe recommended projects designed to improve waste management in the transport sector.

Главная страница

Сведения об авторах

Сиденко Владимир Петрович, канд. мед. наук, глав. науч. сотр., Украинский научно-исследовательский институт медицины транспорта, ул. Канатная, 92, Одесса, 65039, Украина. Тел. (0482) 22-32-42
Войтенко Анатолий Михайлович, д-р мед. наук, проф., зав. отделом гигиены и экологии, Украинский научно-исследовательский институт медицины транспорта, ул. Канатная, 92, Одесса, 65039, Украина. Тел. (048) 728-14-51
Кузнецов Алексей Валентинович, д-р мед. наук, Украинский научно-исследовательский интитут медицины транспорта, ул. Канатная, 92, Одесса, 65039, Украина. Тел. (0482) 22-32-42
Приказюк Анатолий Николаевич, зам. главного государственного санитарного врача Одесской области, Одесская областная санитарно-эпидемиологическая станция, ул. Старопортофранковская, 8, Одесса, 65029, Украина. Тел. (0482) 33-30-17

 

Rambler's Top100


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 10.07.07