Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И УЧЕТ ОПАСНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОГЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Шахматов В. В., Подойницын В. А., Государственный департамент страхового фонда документации Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Харьков, Украина

Любое промышленное предприятие оказывает влияние на окружающую среду, т. е. является экологически опасным. Его реальная опасность проявляется в образовании газообразных, жидких и твердых отходов производства и выбросов энергии в окружающую среду. Количество отходов нормируется, регулируется и контролируется в соответствии с законодательством в сфере техногенно-экологической безопасности (ТЭБ). Одна из мер управления негативным влиянием предприятий на природу — плата за плановое загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов и штрафы за сверхлимитные выбросы опасных веществ. В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду (т. е. за реальную опасность) даже с учетом штрафных санкций составляет сотые доли процента в расходах предприятий и десятые доли процента от прибыли.

Однако помимо реальной существует еще и потенциальная (скрытая) угроза, которая путем небольшого, но постоянного воздействия опасных веществ (например, пестицидов или генетически модифицированных продуктов) может проявиться в будущем либо очень быстро реализоваться при определенных условиях (например, в случае аварии, диверсии или стихийного бедствия). Внезапное возникновение чрезвычайной ситуации (ЧC) представляет наиболее опасный вариант реализации потенциальной угрозы в связи с недостатком времени на всестороннее изучение этой угрозы и выбора оптимального решения по ее устранению. При этом последствия реализации потенциальной опасности могут многократно превышать реальную опасность. Так, реальная экологическая (в том числе и радиационная) опасность АЭС намного меньше, чем тепловой электростанции, но потенциальная опасность, как показала Чернобыльская катастрофа, несравнимо больше. По оценкам специалистов, суммарный ущерб от аварии на Чернобыльской АЭС превысил стоимость электроэнергии, полученной от всех АЭС за все время их эксплуатации.

Но даже в отсутствие крупных катастроф ежегодный ущерб от ЧС достигает 5–10 % ВВП и имеет устойчивую тенденцию к увеличению, поэтому вопросы обеспечения ТЭБ в любой стране относят к проблемам национальной безопасности. В связи с этим разработке стратегии и тактики государственного управления риском ЧС в последнее время уделяют особое внимание.

Государство имеет достаточно мощный и разнообразный набор рычагов для управления ТЭБ, включающий правовое, нормативное, научное и учебно-методическое обеспечение, организационные, административные и финансово-экономические механизмы, которые должны развиваться и использоваться системно и комплексно (таблица).

Функции и задачи государства при управлении ТЭБ

Функция

Основные задачи

Правовая

Разработка комплекса взаимосогласованных законодательных и нормативно-правовых актов в сфере ТЭБ

Нормативная

Утверждение единой терминологии и понятий в сфере ТЭБ.

Разработка нормативов и стандартов

Научная

Выбор критериев и показателей опасности, разработка единой методологии количественной оценки опасности и риска, разработка соответствующих сценариев, математических моделей и программ

Учебно-методическая

Подготовка преподавателей, специалистов и экспертов в сфере ТЭБ, разработка методик оценки опасности и риска

Организационная

Организация аварийных и спасательных служб, организация и проведение инспекторских проверок опасных предприятий. Подготовка материальных резервов на случай ЧС

Административная

Декларирование и лицензирование опасных видов деятельности, внедрение штрафных санкций, установление административной, гражданской и уголовной ответственности за нарушения законодательства и нормативов ТЭБ

Финансово-
экономическая

Создание финансовых резервов на случай возникновения ЧС. Проведение актуарных расчетов, разработка и внедрение системы обязательного страхования риска ЧС, внедрение системы налоговых и кредитных льгот при безаварийной работе опасных предприятий

Социальная

Разработка мер по защите населения и персонала предприятий от опасных факторов производства. Установление уровней допустимого и приемлемого риска для различных территорий, профессий и слоев населения

В Украине, несмотря на существенно более высокий риск ЧС по сравнению с другими странами, осуществление этих функций проводится, в основном, по отраслевому признаку, отдельно каждым ведомством. Поэтому законодательная база в сфере ТЭБ неполна и фрагментарна, терминология неоднозначна и порой противоречива, единой методологии оценки риска ЧС не существует, государственные и отраслевые программы зачастую не согласуются друг с другом, практически не используются финансово-экономические механизмы управления ТЭБ.

Это можно продемонстрировать на примере проведения идентификации и учета опасных предприятий в Украине.

Определение общего количества и степени опасности каждого из потенциально опасных объектов (ПОО), которые могут стать источником ЧС, является обязательным и первоочередным этапом выполнения любой из задач по управлению ТЭБ. Однако большое разнообразие видов и факторов опасности, отсутствие единых критериев и терминологическая неопределенность в данной сфере делают эту работу достаточно сложной. Поэтому вполне объяснимо появление различных ведомственных списков, определяющих наиболее опасные предприятия среди ПОО.

В результате появились:

Перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность (Постановление КМУ от 27.07.1995 № 554);

Перечень объектов и отдельных территорий, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию государственными аварийно-спасательными службами (Постановление КМУ от 04.08.2000 № 1214);

Перечень особо опасных предприятий, прекращение деятельности которых требует проведения специальных мер по предотвращению нанесения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, сооружениям, окружающей природной среде (Постановление КМУ от 06.05.2000 № 765) и др.

К сожалению, эти документы не содержат ни перечня конкретных опасных объектов, ни критериев их отбора.

В отличие от указанных списков Перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства (Постановления КМУ от 29.08.2000 № 1346 и от 23.12.2004 № 1734) включает конкретные предприятия, организации и объединения, но не указывает ни виды потенциальной опасности, ни ее уровень.

Принятый в 2001 г. Закон Украины «Об объектах повышенной опасности» впервые обязал использовать количественные критерии для оценки степени опасности объектов данной категории, однако постановление КМУ от 11.07.2002 № 956, устанавливающее пороговые массы опасных веществ, значительно ограничило сферу применения данного закона, выведя за ее границы радиационно опасные объекты, объекты разведки, добычи и переработки полезных ископаемых, объекты обращения с отходами, гидротехнические сооружения и пр. Поэтому многие требования законодательства в сфере ТЭБ формально не распространяются, например, на АЭС, водохранилища, угольные шахты, нефтяные и газоконденсатные месторождения, полигоны отходов и могильники. В то же время Закон Украины «Об отходах» относит к объектам повышенной опасности все предприятия, учреждения и организации, на территории которых хранятся опасные отходы, независимо от их количества.

Существующие реестры опасных объектов также имеют ведомственную направленность, разную структуру и различающиеся критерии для отбора, информационно и программно несовместимы друг с другом, поэтому не могут служить основой для разработки стратегии управления ТЭБ в масштабах страны.

В связи с этим в рамках развития Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам ЧС был создан Государственный реестр потенциально опасных объектов (постановление КМУ от 29.08.2002 № 1288).

Учитывая неоднозначность определения ПОО в действующих нормативно-правовых актах, для идентификации ПОО предложено использовать критерии классификации ЧС, утвержденные постановлением КМУ от 24.03.2004 № 368. Методика идентификации ПОО утверждена приказом МЧС Украины от 23.02.2006 № 98 и зарегистрирована в Минюсте Украины.

Объект хозяйственной деятельности, на котором имеются источники опасности, способные инициировать или усугубить ЧС, идентифицируется как ПОО, если последствия возможной ЧС могут превысить объектовый уровень, т. е. если возможно распространение ЧС за пределы объекта, количество пострадавших может превысить 20 человек, а ущерб при этом превысит 500 минимальных размеров оплаты труда (мрот) или же при отсутствии пострадавших ущерб может превысить 2 000 мрот (1 030 тыс. грн по состоянию на 01.03.2008). Таким образом, идентификации подлежат все промышленные объекты, стоимость основных фондов и оборотных средств которых превышает 1 млн грн. Если же предприятие или организация, согласно действующему законодательству, отнесены либо могут быть отнесены к объектам повышенной опасности или особо опасным объектам, они признаются потенциально опасными независимо от возможных последствий ЧС.

По результатам идентификации составляется уведомление о признании или непризнании данного объекта потенциально опасным, которое должно быть согласовано с местными органами Государственной инспекции по вопросам гражданской защиты и техногенной безопасности.

Объекты, идентифицированные как ПОО, вносятся в территориальные и отраслевые перечни ПОО, которые ежегодно обновляются и утверждаются соответствующими комиссиями ТЭБ и ЧС. Все они подлежат паспортизации в соответствии с приказом МЧС Украины от 16.08.2005 № 140 и регистрации в реестре ПОО.

Органы Государственной инспекции по вопросам гражданской защиты и техногенной безопасности обязаны следить за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями законодательства в сфере ТЭБ и наделены значительными правами и полномочиями, вплоть до приостановки их деятельности. Поэтому отсутствие свидетельства о регистрации ПОО либо согласованного с инспекцией уведомления о том, что предприятие не относится к ПОО, может являться основанием для применения предусмотренных законодательством санкций.

Такой порядок идентификации и паспортизации ПОО призван обеспечить учет основных стационарных потенциальных источников возникновения ЧС техногенного характера и способствовать дальнейшему развитию стратегии управления ТЭБ в Украине.

IDENTIFICATION AND REGISTRATION OF HAZARDOUS INDUSTRIAL ENTERPRISES AS AN ELEMENT OF TECHNOLOGICAL AND ECOLOGICAL SAFETY MANAGEMENT

Shakhmatov V. V., Podoynitsyn V. A., State Department of Insurance Documentation Fund, Ministry of Ukraine of Emergencies and Affairs of Population Protection from the Consequences of Chornobyl Catastrophe, Kharkiv, Ukraine

Particular features of identification and registration of potentially hazardous industrial enterprises in Ukraine are reviewed in order to develop a risk management strategy designed to prevent emergency situations and accidents.

 Главная страница

Сведения об авторах

Шахматов Виктор Владимирович, зам. руководителя, Государственный департамент страхового фонда документации МЧС Украины, ул. Октябрьской революции, 139, Харьков, 61157, Украина. Тел. (057) 712-29-58, факс (057) 712-44-05. E-mail
Подойницын Владимир Анатольевич, канд. хим. наук, зам. начальника управления, Государственный департамент страхового фонда документации МЧС Украины, ул. Октябрьской революции, 139, Харьков, 61157, Украина. Тел. (057) 712-54-79, факс (057) 712-44-05. E-mail

Rambler's Top100


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 30.04.08