Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница

Сведения об авторах

ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ, ОСАДКИ КОММУНАЛЬНЫХ СТОЧНЫХ ВОД СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ГОРОДАМИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ

БЕНУА ПЛЭЖ

Проект Тасис (Донецк)

1. Цель

В настоящей статье объясняются основные рациональные методы организации сотрудничества между городами для решения задач в сфере жилищно-коммунальных услуг - таких, как управление твердыми бытовыми отходами (ТБО).

2. Организация сотрудничества в сфере жилищно-коммунальных услуг

Одной из главных причин того, что в городах имеются трудности в организации удаления отходов, является потребность в крупном инвестировании сектора обращения с ТБО. Ввиду такой ситуации подготавливается почва для организации сотрудничества между городами. Для того чтобы провести экономически эффективное инвестирование в полигоны, увеличить площади, на которых предоставляются услуги по удалению ТБО, достичь рентабельных европейских параметров: (100 - 200 000 т/год), города должны быть заинтересованы в сотрудничестве. Цель такой кооперации - извлечения пользы из общих объектов и мощностей по обращению с ТБО, разделение затрат и решение вопроса размещения, связанного с синдромом "Not in my back yard - только не в моем дворе".*

*Двусмысленность: сократить количество мест удаления ТБО, но усилить нежелание жильцов одной местности принимать отходы из других районов.*

Этот метод не означает, что города, входящие в объединение, переводят в областную администрацию задачу по строительству или управлению этими объектами. Курс на местное управление - это избежание рисков бюрократического поведения, возникающего в случае передачи проблемы в областную или центральную администрацию; все задачи состоят не в ежедневном управлении, а в планировании и координировании. Европейская практика подсказывает необходимость организации местного сотрудничества между городами.

Сотрудничество между несколькими городами для достижения общей цели, связанной с решением жилищно-коммунальных вопросов, может принимать несколько форм.

- Муниципалитет, предлагающий эксплуатацию объектов по согласованной стоимости другим муниципалитетам и покрывающий таким образом часть своих затрат;

- Муниципалитеты, совместно инвестирующие и эксплуатирующие объекты по обращению с ТБО.

Первое решение часто применяется между неравными партнерами (главный муниципалитет, предлагающий услуги нескольким более мелким муниципалитетам, находящимся по соседству); решение может быть довольно выгодным для всех сторон, даже если более мелкие участники имеют только опцию "На Ваше усмотрение". Поэтому в целом нет необходимости создавать какие-либо новые структуры; контрактное соглашение довольно уместно при таких обстоятельствах.

Второе решение более часто встречается между равными партнерами. В этом случае действительно наблюдаются взаимные уступки и важна необходимость с самого начала найти институционные формулы, которые бы гарантировали долгосрочность соглашений: очевидно, что если один из партнеров выбывает, создается угроза нарушения эффективности использования общих мощностей и объектов. Поэтому необходимо наличие тщательного планирования до внедрения и ввода в эксплуатацию какого-либо объекта по обращению с ТБО. Однако на раннем этапе нельзя предусмотреть все обстоятельства, которые появятся в будущем; необходимо, чтобы партнеры обладали некоторой гибкостью для пересмотра заключенного между ними соглашения. Там, где это позволяют инвестиции, может быть сформировано совместное предприятие со структурами (управление, наблюдательный совет), компетентными в решении различных вопросов совместного предприятия. Предприятие является собственником общих мощностей; его прибыли (или убытки) делятся в той же пропорции, в которой участники-муниципалитеты делили первичное инвестирование.

Правила принятия решений структурами предприятия утверждаются муниципалитетами. При этом приоритет отдается в зависимости от доли инвестирования, а также предусматриваются гарантии общего согласия (единодушие голосов, 50% кворум, 2/3 кворум, право вето и т. д.). То же относится ко всем условиям, касающимся ухода любого индивидуального участника, продажи акций какого-либо участника (если это допускается), увеличения капитала (обязательства индивидуальных участников в случае такого увеличения), продажи предприятия (если предусматривается), ликвидации предприятия, компетенции органов и структур предприятия в целом. Рекомендуется, чтобы муниципалитеты предварительно согласовывали услуги, оказываемые индивидуальным участникам-муниципалитетам (характер и условия). На этом этапе согласовывается только общий принцип определения размера платы (например, плата, покрывающая затраты, и определенные принципы разработки платы, покрывающей затраты). Также необходимо согласовать, может ли кто%либо кроме участников%муниципалитетов использовать объекты и мощности (отдельные граждане, предприятия) и на каких условиях.

Члены-участники (муниципалитеты) могут оговаривать следующие решения:

_ назначение ведущего персонала на предприятии;

_ назначение членов структур предприятия (правления и т. д.),

_ возможность для предприятия заключать субконтракты по части оказываемых им услуг или по работе всего предприятия;

_ распределение дивидендов (назначение прибылей);

_ инвестирование, не относящее к затратам на реконструкцию;

_ уставы предприятия (включая или не включая кадровые вопросы: сколько рабочих мест должно быть предоставлено, кто может назначать или увольнять ведущих сотрудников, кто может принимать на работу и увольнять подчиненный персонал).

Исключительность услуг на определенной территории - фундаментальное правило в этой ситуации. Доверие между партнерами не может быть гарантированным, если один из партнеров хочет "снимать сливки": города не должны следовать нескольким соглашениям: например, участвовать в других схемах и районах по обращению с ТБО.

2.1. Французский вариант решения организации сотрудничества между городами

Французское решение для введения системы сотрудничества между городами исходит из организации типа SIVOM (Многоцелевое объединение городов). Эта структура, образованная после принятия соответствующего закона в 1999 году, позволяет городам учреждать совместные бесприбыльные организации с общим бюджетом и общим правлением, состоящим из представителей каждого города.

Правление составляется из членов каждого города-участника сотрудничества, пропорционально числу жителей. В таком случае SIVOM является владельцем объектов по управлению ТБО. Он может либо управлять мощностями, используя собственные трудовые ресурсы, либо заключать контракт на их управление частью или всеми участниками сотрудничества. Доля каждого члена определяется правлением для того, чтобы покрыть все затраты по себестоимости и инвестиционные затраты, представленные банковскими кредитами и бюджетными отчислениями. Плата за услуги организуется в основном посредством схемы налогообложения (псевдо-налог на отходы). В случае ликвидации сотрудничества собственность либо передается одному из городов, либо переходит в государственную собственность.

Главная страница

Сведения об авторах


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 22.04.07