Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница

Сведения об авторах

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

БРОЙДЕ З. С.

ГосНТЦ "Экоресурс" (Черновцы)

БЕСПАЛОВ Ю. Г.

Государственная компания "Укрэкокомресурсы" (Киев)

В современном контексте устойчивого развития обращение с отходами играет все более заметную роль как в экономических вопросах, так и в обеспечении безопасности на местном, региональном, государственном и международном уровнях, поскольку оно одновременно и наиболее полно отражает и существенно влияет на:

_ конкурентоспособность основных производств и услуг в условиях приближения цен на основные виды ресурсов к мировым;

_ интеграцию в мировую экономическую систему в условиях ускоряющейся глобализации и по технологическим показателям, и по факторам риска;

_ инновационно-инвестиционную стратегию пространственного развития, начиная с отдельных хозяйственных и социальных объектов и кончая макрорегиональными проблемами.

Из традиционного подхода "уборки мусора" как одной из многих задач муниципальных служб обращение с отходами последовательно превращается в один из ведущих аспектов экономического развития, технологического предвидения и социально-политической сферы. Законом Украины "Об отходах" предусмотрена широкая гамма адекватных нормативно-правовых, организационно-технических, финансово-экономических и иных возможностей для системного решения заданий такого рода.

Традиционный "одномерный" подход к реализации этих возможностей и через почти 6 лет с момента введения этого Закона в действие оставляет совокупность "отходных" проблем практически неизменной. Однако в условиях наметившегося роста экономики и оживления интеграционных процессов такое положение долго сохраняться не может.

Одним из наиболее показательных примеров является предусмотренное законодательством положение о специально уполномоченных органах исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Оба существующих органа - вновь реорганизованное Минприроды и СЭС МОЗ - практически полностью ориентированы на контрольно-надзорную деятельность, хотя в статье 5 Закона это направление реализации основных принципов государственной политики в сфере обращения с отходами указано только в п. "е"). Возможности привлечения других, специально уполномоченных, органов исполнительной власти в соответствии со статьей 25 Закона для реализации всех остальных направлений государственной политики в данной сфере до настоящего времени даже не рассматривались. Абсолютно неопределенными остаются нормативно-правовая база и реальные механизмы управления отходами на региональном, местном и межотраслевом уровнях.

Неудивительно, что в таких условиях постсоветской экономики "рыночный" механизм в сфере обращения с отходами в основном сводится к их нелегальному обороту и удалению. Между тем, реализация уже наработанных нормативно-правовых, управленческих и хозяйственных решений в данной сфере может дать весьма существенный эффект как на внутригосударственном уровне, так и путем развития международного сотрудничества и в рамках СНГ (ЕЭП), и в процессе европейской и евроатлантической интеграции.

Так, в частности, для унифицированной оценки безопасности и эффективного использования ресурсов на объектном, местном, региональном, государственном уровнях и в международном сотрудничестве разработан и принят в виде пакета ГОСТ СНГ унифицированный подход к прогнозированию, выявлению, учету, классификации, паспортизации отходов и определению оптимальных технологий их минимизации, переработки, утилизации и удаления.

С точки зрения природно-антропогенной окружающей среды (уже отраженной в законодательстве Украины и России), жидкие, твердые, газообразные отходы и потери энергии являются одновременно: а) индикаторами несовершенства техногенных процессов, выявляя их "узкие места", б) главными факторами негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и в) основным "аккумулятором" нерационально используемых ресурсов. В то же время это направление, разработанное параллельно и полностью гармонизированное с формированием общего так называемого "процессного" подхода систем стандартов ISO9000:2000/ISO 14000, обеспечивает широкие возможности коренной перестройки отношений в сфере обращения с отходами во всех областях хозяйственной деятельности и внешнеэкономического сотрудничества от рационального использования бытовых отходов и утилизации упаковки до сертификации продукции и услуг.

В значительной степени этому может способствовать возобновление деятельности созданных в 1990-х гг. в Украине национального Технического комитета по стандартизации ТК 82 "Охрана окружающей среды и рациональное использование ресурсов" и межгосударственного МТК 508 "Управление состоянием окружающей среды".

В частности, в результате инициированного ГК "Укрэкокомресурсы" рассмотрения данного подхода на парламентских слушаниях в Москве 17.06.03 г. Госдумой РФ были внесены рекомендации Межпарламентской Ассамблее: "...рассмотреть вопрос о создании в рамках СНГ соответствующей структуры для координации сотрудничества в сфере обращения с отходами и ресурсосбережения, разработке Кодекса по обращению с отходами в странах СНГ и других межгосударственных нормативно-правовых актов в этой области". Одновременно с Министерством окружающей среды и Министерством устойчивого развития Франции начат проект по гармонизации вышеуказанной нормативно-правовой базы обращения с отходами на государственном и региональном уровне с нормами и стандартами ЕС.

В настоящее время завершается разработка концепции пакета целевых программ, предусматривающих развитие международного и межгосударственного сотрудничества по указанным направлениям.

Главная страница

Сведения об авторах


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 22.04.07