ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШЛАМОВ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ
ЕРМАЧЕНКО А. Б., ЕРМАЧЕНКО Т. П., ПОНОМАРЕВА И. Б., КОТОВ В. С.
Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького
В общем балансе промышленных отходов металлургических заводов и металлообрабатывающих предприятий особое место занимают отходы гальванического производства. Первоочередной задачей по удалению примесей тяжёлых металлов является очистка отработанных гальванических растворов. Последнее осуществляется с помощью электрокоагуляционной установки и нейтрализации известкованием. Конечным продуктом процесса очистки является шлам.
Осаждение и накопление в шламе токсичных соединений в виде солей тяжёлых металлов требует их изоляции от окружающей среды. Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является их захоронение. Надёжные способы захоронения отходов гальваностоков дорогостоящие и поэтому в мировой практике не применяются.
Способы ликвидации шламов путём сбросов не отвечают современным требованиям не только с точки зрения потери ценных металлов, но и отрицательного воздействия на природу.
В связи с этим в последнее время всё большее внимание уделяется разработке технологий использования гальваношламов в производстве строительных материалов.
В программу данной работы входило изучение возможности использования отходов гальванического производства в технологии производства строительных материалов.
Состав гальванических шламов металлургического производства представлен следующим составом: FeO (2,26 %), Fe2O3 (0,71%), Cr2O3 (4,17), K2O (0,12%), Na2O (0,81), СaO (30,1%), MgO (1,22%), MnO (след.), SiO2 (6,44%), P2O5 (0,20%), Al2O3 (1,14%), NiO (0,0006%), ZnO (0,14%), CuO (0,08%), SO3 (34,6), SrO (0,08%).
Возможность введения гальваношлама в асфальт доказана специалистами Плоцкого института химии (Польша). Они смешивали шламы гальванического производства влажностью 60% после сушки и размола с отработанным трансформаторным маслом и использовали в производстве асфальтобетона. Полученный композиционный материал полностью связывает не только ионы тяжёлых металлов, но даже цианиды. Нами определены основные параметры порошков гальванических шламов. Сухая часть осадка легко диспергирует до фракций 0,04 - 1,3 мм. Процентное соотношение фракций разных размеров может регулироваться длительностью помола. Добавка шламов в состав асфальтобетона в количестве 5% и 10% вместо минерального порошка улучшает показатели прочности асфальта во всех нормируемых интервалах температур (Т = 50оС; 20оС; 0оС) по сравнении с контрольным составом. Установлено, что наибольший эффект достигается при введении в состав асфальтобетона железосодержащего гальванического шлама. Прочность асфальта в интервале температур 20 - 50оС увеличивается на 14 - 63%.
Водонасыщение, характеризующее пористость материала, при введении добавок шлама изменяется широко: от резкого снижения при введении кальцийсодержащих шламов (2,8 - 3,2%) по сравнению с контрольным составом (3,4%), до увеличения водонасыщения при введении железосодержащего шлама (3,4 - 4,0%). Однако спектр изменения водонасыщения образцов в зависимости от вида и количества вводимого гальванического шлама находится в пределах, допускаемых нормами (2,0 - 5,0%).
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о возможности использования шлама гальванического производства в качестве одного из компонентов асфальтобетона и полной замены минерального порошка.
© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 22.04.07