Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

МЕНЕДЖМЕНТ ОТХОДОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

ГАЛУШКИНА Т. П.

Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины (Одесса)

Сегодня можно констатировать, что низкий уровень использования отходов (в среднем 10 - 15 %) ведет к их чрезмерному накоплению. В настоящее время в Украине объем складирования отходов составляет около 25 млрд т, в том числе 17,5 млн т высокотоксичных І и ІІ классов опасности.*

*По оценкам специалистов, всего в Украине под отходами занято 160 тыс. га земельных угодий. Модуль техногенной нагрузки на единицу площади составляет 41391 т/км2, а на одного жителя - 480 т. Техногенная нагрузка на единицу площади в Украине в десять раз превышает таковую в России, что возводит Украину в сомнительный ряд одной из наиболее техногенно загрязненных и, следовательно, экологически напряженных стран. Сравнение с передовыми странами мира в этом плане просто некорректно, так как в США. Германии, Франции, Англии, Японии утилизация промышленных отходов осуществляется на 65 - 80% текущего выхода. Уровень техногенного загрязнения территории Украины, например, в 3,2 раза выше, чем в 12 странах ЕС, вместе взятых.*

Одним из вариантов "нейтрализации" негативного влияния свалок на экосистемы является экологическое страхование территории. Однако сегодня научные аспекты этого вида деятельности практически не исследованы.

В широком плане экологическое страхование принято рассматривать в качестве элемента системы управления экологической безопасностью. Последняя может быть смоделирована как совокупность юридических и экономических механизмов, направленных на снижение вероятности возникновения аварий или техногенных катастроф до приемлемого для общества уровня, а в случае возникновения такой аварии - на обеспечение защиты, локализацию последствий аварии, а также возмещение ущерба, причиненного населению, обществу и окружающей среде.

К примеру, швейцарская страховая компания "Швайцер Рюк" разработала оригинальную модель страхования ответственности за свалки. Основная задача этого страхования заключается в предупреждении экологических рисков. При этом в уплате взносов участвует не только руководство свалки, но и непосредственные производители мусора. Непременным условием страхования являются четкая идентификация отходов, составление карт их захоронения. Средства на это идут из страховых взносов, что значительно расширяет возможности рынка страховых услуг.

Таким образом, в период, когда свалка как таковая уже не существует и не является источником доходов, у страховщика имеются средства для выравнивания ожидаемых в дальнейшем рисков, т. е. страховщик продолжает и далее выполнять свои обязательства, в том числе в части выплаты компенсации третьим лицам за причиненный телесный и имущественный урон, а также наносимый ущерб природной среде. Эти принципы было бы логично перенести и на отечественные реалии природопользования. Сегодня в практику экологического страхования постепенно внедряется метод моделирования процесса принятия решений. Исходным моментом здесь является ориентация на получение прибыли производителем или перевозчиком потенциально опасных веществ (отходов). Кстати, этот принцип целесообразно заимствовать и при решении отечественных региональных проблем, связанных с удалением и транспортировкой отходов, особенно жидких.

Непосредственно заинтересованными в проведении экологического страхования территории должны быть и местные Советы народных депутатов, ответственные за состояние охраны окружающей среды на своей территории. Сейчас прямой заинтересованности у них нет, поскольку не определены критерии ответственности этих органов государственной власти за ухудшение экологической обстановки на территории соответствующей административной единицы. Создание регионального механизма санации территориальных объектов посредством развития системы экострахования является действенным рычагом аккумулирования финансовых средств для дальнейшего их реинвестирования в экологические программы.

Какова же стратегия развития регионального рынка страховых услуг в условиях общегосударственного законодательного вакуума?

_ Это, прежде всего, научно-методическая проработка ряда вопросов, связанных с формированием системы экологического страхования в регионе.

_ Ранжирование территории по параметрам антропогенной нагрузки на среду с целью выделения наиболее "уязвимых участков" территории, на которых целесообразно ввести режим обязательного экологического страхования. К ним, прежде всего, необходимо отнести курортно-рекреационные территории. В этом же ракурсе необходимо будет уточнить и перечень экологоопасных объектов, которые должны подлежать экологическому страхованию в обязательном порядке.

_ Разработка типовых "правил игры" и равных условий для всех страховщиков, готовых участвовать в этом тендере. При значительных потенциальных масштабах развития рынка страховых услуг в регионе целесообразно, используя зарубежные аналоги, создание регионального фонда экологического страхования (фонда экологической санации) путем аккумулирования страховых фондов компаний в один, региональный, пул - по принципу финансового объединения без утраты ими юридической самостоятельности, но с ограничением индивидуальной коммерческой деятельности.

Таким образом, уже сегодня есть определенный смысл незамедлительно начать подготовительную работу по формированию рынка страховых экологических услуг. Для этого необходимо создание благоприятного "законодательного климата" на региональном уровне, позволяющего в рамках эксперимента определить круг страховщиков, заинтересованных в осуществлении этого вида страховой деятельности, и предоставление им определенных полномочий.

Необходимой основной для формирования эффективного регионального рынка страховых экологических услуг является достоверная информация о состоянии окружающей среды и источниках ее загрязнения, на что должны быть направлены усилия по отработке процедур экоаудита территории.

С целью определения приоритетов деятельности аудируемого территориального комплекса следует разрабатывать программы экоаудита, имеющие целью минимизировать воздействие на окружающую среду, рационализировать использование природных ресурсов, снижать риск чрезвычайных экологических ситуаций, обеспечивать менеджмент отходов и выявлять финансовые и материально-технические возможности осуществления этой деятельности.

Главная страница

Сведения об авторах


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 22.04.07