Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ В УКРАИНЕ ОТРАСЛИ УТИЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ

С.В. Кульшенко

ЗАО "НПО Экоресурс" (Полтава)

1. Отношение к отработанным нефтепродуктам в мировом сообществе

Наша цивилизация - техническая. Она не может обойтись без машин и механизмов. В свою очередь ни одна машина не может работать без смазки. Смазочные материалы (масла, консистентные смазки, смазочно-охлаждающие технологические средства - СОТС) играют важную роль в эксплуатации современной техники. Основная номенклатура смазочных материалов изготавливается на нефтяной основе. Мировой объем производства смазочных материалов в настоящее время составляет:
· масла - около 38,5 млн.т/год;
· смазки - более 1,0 млн.т/год;
· СОТС - около 1,5 млн.т/год.
Незначительная часть применяемых смазочных материалов (10-20%), в процессе эксплуатации безвозвратно теряется на угар, испарение, унос, проливы и утечки. Основная же их часть (80-90%), в условиях эксплуатации претерпевает существенные изменения состава и свойств: от простого загрязнения внешними примесями и внутренними продуктами износа до глубоких химических превращений. Смазочные материалы непригодные к дальнейшему использованию после окончания срока службы или по своему состоянию удаляются из системы смазки и заменяются свежими кондиционными нефтепродуктами.
Таким образом, в результате хозяйственной деятельности современной цивилизации в мире ежегодно накапливаются достаточно большие объемы отработанных нефтепродуктов. Если исходить из технически обоснованного норматива образования отработанных масел - 80% от объема потребления свежих, то объем накопления отработанных должен составить около 30 млн.т/год. Реальный же сбор отработанных нефтяных масел в мире, очевидно из-за сверхнормативных проливов и утечек, составляет 19млн.т/год, т.е. около половины потребляемых свежих масел.
Отработанные нефтепродукты токсичны, имеют невысокую степень биоразлагаемости (10-30%). Они способны накапливаться в окружающей природной среде и рано или поздно могут вызвать сдвиг экологического равновесия. Поэтому соответствующими решениями мирового сообщества отработанные нефтепродукты отнесены к категории опасных отходов.
Верховная Рада Украины ратифицировала практически все международные документы в области экологии, так или иначе касающиеся проблем обращения с отработанными нефтепродуктами, и создала собственную законодательную базу, полностью отвечающую требованиям этих документов.
К международным документам, определяющим порядок обращения с отработанными нефтепродуктами, относятся следующие:
· материалы Директивы Д87/101/EWG Совета ЕС от 22.12.1986 года;
· материалы Базельской конвенции о контроле за транс-кордонными перевозками опасных отходов и их удалением 1989 года, конкретизировавшей международный перечень опасных отходов, так называемый "Желтый список";
· материалы конференции ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, выработавшей стратегия устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации;
· материалы Стокгольмской конвенции 2001 года по решению проблемы СОЗ (стойких органических загрязнителей);
· материалы Киотского протокола, по ограничению и снижению выброса парниковых газов в атмосферу;
Законодательная база, определяющая порядок обращения с отработанными нефтепродуктами в Украине состоит из следующих законов:
· закон Украины "Про охорону навколишнього природного середовища" від 25.06.1991., № 1264-ХІІ.
· закон Украины "Про відходи" від 05.23.1998., № 187/98-ВР.
· закон Украины "Про екологічну експертизу" від 09.02.1995., № 45 95-ВР.
· закон Украины "Про забезпечення санітарного та епідеміологічного благополуччя населення" від 24.021994., № 4004-ХІІ.
· закон Украины "Про перевезення небезпечних вантажів" від 06.04.2000., № 16 44-ІІІ.
· закон Украины "Про ліцензування певних видів господарської діяльності" від 01.06.2000., № 1775-ІІІ.
· закон Украины "Про вилучення з обігу, переробку, утилізацію, знищення або подальше використання неякісної та небезпечної продукції" від 14.02.2000., № 1393-ХІV
· закон Украины "Про податок на додану вартість" від 03.04.1997., № 168/97-ВР.
· закон Украины "Про оподаткування прибутку підприємств" від 28.12.1994., № 334,94-ВР.
Согласно принятым решениям отработанные нефтепродукты, являясь опасными отходами, подлежат обязательному сбору и утилизации, а в отдельных случаях и уничтожению.
Наиболее эффективным способом утилизации является регенерация - вторичная переработка отработанных масел с целью полного восстановления их первоначальных свойств.
Рациональный сбор и вторичная переработка отработанных нефтепродуктов - отличительные признаки цивилизованного государства. Они осуществляются практически во всех развитых странах мира и в большинстве развивающихся, во-первых, вследствие экологической необходимости - защиты окружающей природной среды от загрязнения особо опасными отходами; во-вторых, из-за чрезвычайной экономической выгодности и привлекательности этого вида деятельности. Отсутствие в стране такой деятельности свидетельствует о полном пренебрежении действующих властных структур к решению главных, насущных проблем государства: защите окружающей природной среды, охране здоровья своих граждан и ресурсосбережению.
Среди различных направлений использования отработанных масел наиболее важное место отводится методам регенерации - полного восстановления их первоначальных свойств с целью повторного использования по прямому назначению. Восстановление первоначальных свойств, производится, как правило, путем сложной многостадийной переработки на специализированных предприятиях.
Постоянное появление новых способов и средств решения задач утилизации, создание все более совершенных, безотходных методов регенерации отработанных смазочных материалов, вопросы экологии и охраны здоровья человека вызывают необходимость постоянного внимания к данной проблеме, находящейся на стыке техники, экологии и экономики.
Для большинства государств регенерация является единственной возможностью организовать в стране на собственной сырьевой базе производство импортозамещающей продукции - кондиционных смазочных материалов. Кроме того, регенерация позволяет эффективно избавиться от опасных отходов производства, избежав затрат на их уничтожение, сэкономить природные и трудовые ресурсы, капиталовложения, материалы и электроэнергию, повысить степень обеспеченности государства собственными ресурсами за счет использования вторичных.

2. Необходимость создания в Украине отрасли по утилизации отработанных нефтепродуктов

С 2004 года в Украине начинает действовать ряд новых экологических законов, которые выводят обращение с опасными отходами в стране на мировой уровень. Прежде всего, это касается отработанных смазочных масел по ГОСТ 21046-86 "Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия" групп: МИО, ММО, СНО (масла индустриальные отработанные, масла моторные отработанные, смесь нефтепродуктов отработанных)
До этого отработанные нефтепродукты никогда не имели в Украине статуса - опасных отходов. А в 1993 году они вследствие ряда объективных обстоятельств реально утратили и принадлежавший им с далекого военного 1943 года, статус - вторичных ресурсов. Фактически обращение с отработанными нефтепродуктами в Украине последние годы, точнее 12 лет, никем не контролировалось. Это привело к тому, что большая часть отработанных нефтепродуктов сегодня бесконтрольно сбрасывается в окружающую природную среду или оборачивается в качестве левого товара в теневом секторе экономики.
Анализ статотчетности по форме № 4 МТП показывает, что эта часть составляет около 90% от ежегодного объёма образования отработанных нефтепродуктов. Реальный масштаб ущерба, который наносится экономике, окружающей природной среде и здоровью населения таким безответственным обращением с отработанными смазочными маслами можно оценить, лишь осознав тот факт, что в Украине ежегодно образуется как минимум 500 тыс.т этих опасных отходов. Значит, 450 тыс.т опасных отходов ежегодно бесконтрольно расползаются по территории Украины со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями.
А ведь именно отработанные нефтепродукты, как выяснилось, вносят наибольший вклад в глобальное загрязнение планеты и, прежде всего, её водных ресурсов. Всего в отработанных маслах идентифицировано 38 химических соединений, которые обладают канцерогенным и мутагенным воздействием. В том числе: бензопирен, полихлордифенилы, диоксины, фураны и пр. Два из них: полихлордифенилы и диоксины включены Стокгольмской конвенцией в список СОЗ - 12-ти наиболее токсичных стойких органических загрязнителей планеты. Эти отходы - также один из основных загрязнителей почвенных вод. Что же касается степени воздействия отработанных смазочных масел на гидроресурсы, то всего лишь один литр отработанного масла способен загрязнить без малого 7 миллионов литров почвенных вод.
Исходя из действующего экологического законодательства, сегодняшнее состояние проблемы с отработанными нефтепродуктами в Украине можно охарактеризовать как катастрофическое. Существовавшая до 1993 года достаточно эффективная в условиях СССР система сбора отработанных нефтепродуктов как вторичного сырья в данный момент полностью уничтожена. Взамен не было создано ничего. Этот вакуум породил экологический и экономический хаос в обращении с отработанными нефтепродуктами. Часть отработанных нефтепродуктов ушла в теневую, не контролируемую Законом, экономику. Часть, которую теневая экономика не может использовать сбрасывается в окружающую природную среду. Кстати эта часть гораздо больше той, которая оборачивается в теневой экономике.
Сегодня, в условиях рыночной экономики, воссоздать старую советскую систему рационального сбора отработанных нефтепродуктов как вторичного ресурса практически невозможно. Она была жестко завязана на командно-административную структуру управления экономикой страны. Поэтому, необходимо создать новую, эффективно работающую в условиях рынка, систему рационального сбора отработанных нефтепродуктов, как опасных отходов. Этого от исполнительной власти прямо требует законодательство Украины, согласно которому отработанные нефтепро-дукты, прежде всего, это - опасные отходы, а потом уже - вторичный ресурс.
Однако до настоящего времени реальных мер по созданию такой системы сбора отработанных нефтепродуктов в Украине предпринято не было. Исполнительная власть, несущая ответственность за обращение с опасными отходами, прежде всего Минэкоресурсов Украины, в течение 6-ти лет (закон "Про відходи", вышел 1998) осмысливает эту проблему, не предпринимая, однако при этом никаких действенных мер. Шести лет не хватило даже на разработку, утверждение и доведение до производителей отработанных нефтепродуктов, технически обоснованных нормативов сбора этих опасных отходов и на введение элементарной системы контроля исполнения этих нормативов.
Чего уж проще! Обосновать и установить процент сбора отработанных масел от реального годового объема потребления свежих. Достаточно было просто обратиться как к чужому, так и к собственному опыту. В странах ЕС нормативы сбора сегодня составляет 50-60% от объема потребления свежих масел. В 1993 году в Украине, когда отработанные нефтепродукты еще не имели своего второго и сегодня основного статуса - опасных отходов, а имели лишь один статус - вторичных ресурсов, эти нормативы составляли 30-40%.
Кстати, данные нормативы сбора отработанных нефтепродуктов Кабмин Украины никогда и не отменял. Просто был ликвидирован главк Госкомнефтепродукт, а затем и компания Укрнефтехим, которые в Кабмине осуществляли как контроль над соблюдением нормативов сбора, так и сам сбор отработанных нефтепродуктов.
Таким образом, достаточно было на местах областным управлениям Минэкоресурсов по-деловому, творчески подойти к исполнению своих прямых должностных обязанностей. Т.е. просто потребовать от производителей отходов в процессе ежегодного утверждения лимитов образования отходов и рассмотрения, представляемых ими для согласования материалов первичного учета: инвентаризации, паспортизации, регистрации отходов руководствоваться по отношению к отработанным нефтепродуктам именно этими нормативами. И тогда новая система сбора отработанных нефтепродуктов как опасных отходов успешно бы заработала.
При этом контроль достоверности, представляемых производителями отходов, инвентаризационных балансов и регистрационных карт учета отработанных нефтепродуктов значительно упростился бы, так как вся необходимая для проверки информация содержится в уже ведущейся предприятиями форме статотчетности № 4 МТП (годовая). Достаточно просто сопоставить информацию представленную производителем отходов в балансе и в регистрационной карте, с информацией содержащейся в форме статотчетности. Однако ничего подобного до настоящего времени областными управлениями Минэкоресурсов Украины, к сожалению, не делается.
Отсутствие нормативов сбора и эффективной системы контроля их исполнения влечет за собой искажение не только реальной картины производства, накопления и учета этих опасных отходов, но и влечет за собой снижение реальных объемов сбора отработанных нефтепродуктов. Сегодня Украина при потреблении более 1 млн.т/год свежих смазочных масел, в условиях отсутствия норматива сбора, официально собирает около 50тыс.т/год отработанных нефтепродуктов (анализ статотчетности по форме № 4 МТП). Это составляет около 4% от объема потребления свежих масел. Сравним. В конце 80-х Украина потребляла около 1 млн.т/год свежих смазочных масел. При этом реально собиралось около 380 тыс.т/год отработанных нефтепродуктов, что составляло около 36% от объема потребления свежих масел. Т.е. даже смутные времена перестройки тогдашний норматив сбора 40% по большому счету выполнялся.
Сегодня же областные управления Минэкоресурсов работают по принципу - что предприятие указало, в то и поверим. Какие лимиты сбора отходов представило - те и утвердим. Предприятию в такой ситуации указывать реальные объемы образующихся у них опасных отходов невыгодно. Зачем лишняя головная боль. Кроме того, исполнитель, который на предприятии по долгу службы занимается отработанными нефтепродуктами, наверняка уже имеет левый канал продажи этих отходов за наличные "теневикам".
Например. Израсходовало предприятие за прошедший год 100 тонн свежих кондиционных масел. Если использовать действующий норматив - 40%, то предприятие должно заявить и получить в своем областном управлении Минэкоресурсов лимиты на образование 40 тонн опасных отходов. Собрать их, передать в течение года на утилизацию предприятию, имеющему соответствующую лицензию и отчитаться в этом декларациями о сдаче на утилизацию перед тем же областным управлением Минэкоресурсов. Но если нормативом не пользоваться, можно вообще ничего не заявлять или заявить вместо 40 тонн 1 тонну отработанных нефтепродуктов, а остальные 39 тонн использовать по-своему усмотрению. В результате чего мы имеем:
1). Скрытие и искажение достоверной информации по объемам производства и накопления отработанных нефтепродуктов
2). Безнаказанный, абсолютно неконтролируемый сброс опасных отходов в окружающую природную среду. И таким образом, оставляем своих потомков без гидроресурсов, а, следовательно, без шансов на будущее.
3). Беспроблемную продажу опасных отходов за наличные в теневой сектор экономики. И таким образом дадим возможность "теневикам" наколотить из отработки суррогата, продать его как свежее масло или смазку, которые с гарантированной надежностью угробят любую технику, где они будут применены.
4). Добавление опасных отходов в товарную продукцию, например, в добытую сырую нефть. И таким образом, создаем серьезные проблемы для нефтепереработчиков как на стадии обессоливания и деэмульсации, так и на дальнейших стадиях переработки нефти, что приводит "отравлению" дорогостоящих катализаторов и, следовательно, к дополнительным затратам.
5). Бесконтрольное сжигание опасных отходов в котельных и прочих отопительных агрегатах. И таким образом, выбрасываем в атмосферу дополнительный букет токсичных компонентов в виде органических соединений хлора, прежде всего СОЗ, диоксида серы и тяжелых металлов.
Из проведенного анализа ситуации становится ясно - в Украине объективно назрела необходимость кардинального решения проблемы отработанных нефтепродуктов, тем боле, что в стране с 1998 года имеется полная юридическая база, обеспечивающей идеальные условия для такого решения.
Суть решения - создание в стране отрасли по утилизации отработанных нефтепродуктов. Порядок решения поэтапный. Вначале разработать и утвердить норматив сбора и инструкцию по сбору отработанных нефтепродуктов. Затем провести достоверный первичный учет и инвентаризацию отработанных нефтепродуктов как опасных отходов. На базе достоверного учета возникнет новая, эффективно работающая в условиях рыночной экономики, система рационального сбора отработанных нефтепродуктов. Исходя из того, что отработанные нефтепродукты являются особо опасными отходами, жесткий контроль обращения с ними со стороны указанных в законе "Об отходах" органах власти гарантирован. Далее неизбежно последует необходимость строительства в стране сети заводов по регенерации отработанных нефтепродуктов в кондиционные смазочные масла. Главный аргумент здесь уже экономический. Сегодня реально существуют технологии, позволяющие производить путем вторичной переработки отработанных масел - регенерацией кондиционные масла по качеству идентичные свежим, произведенным из сырой нефти. При этом себестоимость производства таких масел путем регенерации из отработанных в два раза ниже, чем себестоимость производства свежих масел из сырой нефти
Однако с целью ускорения создания отрасли заводам по регенерации отработанных масел Правительством Украины могут быть предоставлены и существенные льготы, предусмотренные законодательством Украины. Законы "О налогообложении прибыли предприятий" статья 7, "О налоге на добавленную стоимость" статья 5, "Об отходах" статьи 38, 40.
3. Обращение с отработанными маслами в период 1943 - 2003

Наличие в Украине проблемы отработанных нефтепродуктов связано в первую очередь с развалом СССР. История этой проблемы такова.
Система рационального обращения с отработанными нефтепродуктами в СССР начала разрабатываться в 1942 году, когда проблема ГСМ стояла особенно остро, Германия почти полностью перекрыла источники поступления нефти и нефтепродуктов с Кавказа. Эта система включала в себя ряд стандартов изданных уже в 1943-44 годах. Прежде всего, это были: ГОСТ 2158-43 "Сбор и хранение отработанных масел", ГОСТ 1974-43 "Методы регенерации отработанных масел", ГОСТ 2516-44 "Физико-химические свойства отрегенерированных масел". Учитывая сталинский подход к решению любых вопросов, особенно, к решению вопросов военного времени и соответствующий жесткий контроль исполнения - сбор отработанных масел осуществлялся в объеме 50% от потребления свежих. В соответствии с требованиями ГОСТ 2516-44 "Физико-химические свойства отрегенерированных масел" перераба-тывалось около 70% от общего объёма собранных отработанных масел.
Однако в послевоенные годы эта отрасль постепенно приходила в упадок. В СССР огромными темпами наращивалась как добыча нефти, так и вводились новые нефтеперерабатывающие мощности. Послесталинская хрущевско-брежневская экономика СССР стала приобретать ярко выраженный затратный характер. Пика пренебрежения к экономии нефтепродуктов мы достигли в 70-е годы.
С середины до конца 70-х годов, когда неиспользованные ГСМ еще сливались в овраги (было такое веселое время), сбор отработанных нефтепродуктов имел в СССР уже необязательный характер и реально составлял около 5% от объёма потребления свежих масел. Однако в последующие пять лет, с начала до середины 80-х годов, была оперативно создана и с середины 80-х годов, стала эффективно работать система рационального сбора отработанных нефтепродуктов, которая стала обеспечивать сбор около 40% от объема потребления СССР свежих масел.
Одновременно, исходя из возможности сбора отработанных масел в объеме 1млн. 470 тыс.т/год, Куйбышевским филиалом ВНИПИНефти была выполнена схема развития этой отрасли до 2000 года, в соответствии с которой было необходимо построить 11 установок по регенерации отработанных масел мощностью от 60 до 200 тыс.т/год по сырью. Госплан СССР рассмотрел эту схему и согласовал сроки ввода мощностей. Из них: производственные мощности, которые планировалось ввести в Украине, составляли 370 тысяч т./год. А именно: на Кременчугском НПЗ - 220 тысяч т/год, на Дрогобычском НПЗ - 150 тысяч т/год.

Предприятие

Срок ввода

Итого

 

1986-1990

1991-1995

1996-2000

 

Всего по Миннефтехимпрому СССР

350

350

750

1470

Рязанский НПЗ

 

200

   

ПО ФерганаНОС

 

150

   

ПО ПермНОС

150

     

Кременчугский НПЗ

220

     

ПО НовополоцкНОС

   

150

 

КраснодарНОС 150

   

150

 

ОмскНОС 150

   

150

 

АнгарскНОС 150

   

150

 

Дрогобычский НПЗ 150

   

150

 

В качестве базовой технологии предполагалось использовать разработки Рязанского ОЗ ВНИИНП (дистиллятный вариант с последующей гидроочисткой). По действующим ценам СССР минимальная рентабельная производительность для установки составляла 70 тыс.т/год. В основу схемы была положена идея размещения установок таким образом, чтобы радиус сбора и перевозок отработанных масел составлял 1000 км.
Из всего перечня проектов был реализован только один. На Кременчугском НПЗ. В 1987 году. Однако, первый блин - вышел комом! Опыт эксплуатации показал, что выбранные и разработанные впервые технология дистилляции + гидроочистка и само оборудование несовершенны. Крайне требовательны к качеству сырья. А совмещение производства свежих нефтепродуктов из сырой нефти с переработкой отработанных нефтепродуктов столь же нецелесообразно организационно как, например: попытка на конвейер по производству новой обуви посадить сапожника и одновременно с выпуском новой, производить ремонт старой обуви. К тому же исторически этот период можно охарактеризовать как период не только политического, но и экономического распада. В этот период программа Госплана СССР, как и сам Госплан СССР, перестали вообще что-либо значить.
В 1992 году Кременчугская установка прекратила работать как регенерационная. А 1993 году она была модернизирована НПЗ под производство свежих масел из сырой нефти. Таким образом, первая попытка создать в Украине отрасль по вторичной переработке - утилизации отработанных масел оказалось неудачной.
Необходимо также учитывать и тот факт, что отработанные нефтепродукты в то время не имели законодательно утвержденного статуса опасных отходов. Это осуществится значительно позднее с выходом закона "Об отходах". В то время отработанные нефтепродукты имели в государстве статус вторичного сырья. Поэтому на повестке дня стояла, прежде всего, проблема ресурсосбережения, но не экологии.
В Союзе этой проблемой в составе "Госкомнефтепродукта" СССР занимался главк "Вторнефтнпродукт". С развалом СССР была ликвидирована, как командно-административная система управления, так и система централизованного распределения материальных ресурсов, поэтому и Госкомнефтепродукт Украины трансформировавшийся в компанию "Укрнефтехим" в 1993году были ликвидированы. Вследствие чего отработанные нефтепродукты остались без контроля со стороны государства.
Поэтому, буквально в течение 2-х лет предприятия, нарабатывающие небольшие объемы отработанных масел (до 10т/год) в основном стали бесконтрольно сбрасывать их в окружающую природную среду. А предприятия, нарабатывающие более крупные объемы (от 10 до 10000т/год и выше), усилиями руководителей среднего звена, отвечающих на данном предприятии за обращение с ГСМ (начальников ОМТС, заведующих складами ГСМ, энергетиков, механиков, начальников компрессорных станций, начальников очистных сооружений, экологов и пр.) были быстро переведены в разряд "левого" товара. Его можно было легко и с личной выгодой реализовать за наличные. Эти объемы сделались объектом свободной купли-продажи теневого сектора экономики на мгновенно возникшем "диком" рынке ГСМ.
Тем более существующая система бухучета позволяла и позволяет это делать сейчас без особых проблем. Её особенность заключается в том, что ежемесячные затраты, связанные с потреблением производственными подразделениями свежих масел, бухгалтерия предприятия тут же относит на себестоимость произведенной в этом месяце товарной продукции. После этого смазочные масла навсегда исчезают из баланса. Таким образом, для бухгалтерии эти товарно-материальные ценности, которые со временем превратятся в "опасные отходы - вторичное сырье", перестают существовать.
На самом же деле это не так. Реальный норматив образования отработанных масел составляет 50-60% от объема потребления свежих. Заливая в оборудование и машины свежие масла, мы сливаем оттуда отработанные. По бухгалтерскому учету они якобы не существуют, но реально то они существуют и в достаточно больших объемах! Таким образом, образуются неучтенные, никем не контролируемые объемы отработанных масел - опасных отходов. Далее эти опасные отходы по воле их "хозяина" (а это далеко не всегда юридический собственник отходов), без проблем, могут попасть уже куда угодно.
Главные, отслеженные нами на протяжении более чем 10 лет маршруты, это: 1). В окружающую природную среду - 70%; 2). В "теневую экономику" - 30%. Говорят "дьявол - в мелочах". Так вот как раз наибольшие объемы образования отработанных масел - до 70%, приходятся на долю мелких субъектов хозяйственной деятельности, накапливающих ежегодно до 10т/год. И именно они, в основном, сбрасывают свои объемы в окружающую природную среду. На долю же крупных предприятий, накапливающих ежегодно от 10 до 1000т/год и выше, приходится всего лишь 30%. Эти объемы, в основном, оборачиваются в теневом секторе экономике.

4. Оценка реальных объемов образования отработанных нефтепродуктов в Украине

В общем случае основные объемы отработанных смазочных масел накапливаются в процессе хозяйственной деятельности, как предприятий, так и частных лиц в следующих отраслях хозяйственной деятельности:

-автомобильный транспорт (преимущественно, моторные: дизельные и карбюраторные масла, трансмиссионные масла)

-железнодорожный транспорт (преимущественно, моторные дизельные масла, смазка подшипников и коробок передач)

-авиационный транспорт (преимущественно, моторные: дизельные и карбюраторные масла, турбинные масла и гидравлические жидкости )

-водный транспорт (преимущественно, моторные дизельные, машинные, цилиндровые, турбинные масла и гидравлические жидкости)

-промышленность (преимущественно, моторные: дизельные и карбюра-торные масла, турбинные, циркуляционные, редукционные, компрессорные, трансформаторные масла и гидравлические жидкости)

-энергетика (преимущественно, турбинные, компрессорные и трансформаторные масла)

Сегодня оборот свежих смазочных масел в Украине составляет чуть более 1 миллиона тонн в год. Технически обоснованный норматив образования отработанных масел известен и одинаков во всем мире. Он составляет 80-90% от объема потребления свежих масел. Остальное потери на угар, унос, испарение, проливы и утечки. В реальной жизни утечек и проливов из-за нерадивости исполнителей гораздо больше. Поэтому с поправкой на эту естественную человеческую слабость реальный норматив образования отработанных масел, он же технически обоснованный норматив сбора, который доводится до потребителей свежих масел - производителей отработанных, ниже технически обоснованного норматива образования отработанных масел.
Так, например, в странах ЕС он устанавливается в пределах 50-60%. В бывшем СССР он был установлен в пределах 30-40%. Последний раз нормативы, сбора отработанных смазочных масел (не как опасных отходов, а как вторичного сырья) были установлены в Украине в 1992 году, еще существовавшим тогда подразделением Кабмина Украины Украинской Государственной компанией "Укрнефтехим". Эти нормативы составляли 30-40% от объема потребления свежих смазочных масел.
Исходя из этого норматива (другого у нас пока нет) и указанного оборота свежих масел, ежегодный объём реального образования отработанных нефтепродуктов в Украине составляет около 500 тысяч тонн.

5. Опыт ЕС в обращения с отработанными нефтепродуктами

Уровень развития систем учета, сбора и переработки отработанных масел в различных странах ЕС различен, соответственно несколько разнятся и цифры, характеризующие учет, сбор и переработку отработанных масел по отдельным странам ЕС.
Однако, заслуживает интереса тот факт, что в странах с более развитой системой сбора и регенерации реальный процент образования и сбора отработанных масел, из первоначально потребленных, значительно выше. Отсюда можно сделать вывод, что при гипотетическом 100% сборе отработанных масел реальный норматив наработки он же - технически обоснованный норматив сбора отработанных масел может приблизиться к технически обоснованному нормативу образования отработанных масел 80-90% от объёма потребления свежих. Остальное угар, унос, испарение, утечки, проливы…
Как правило, в странах ЕС любое предприятие, нарабатывающее в год более 200 л отработанных смазочных масел, должно известить об этом соответствующие муниципальные службы и получить специальное разрешение на накопление этих высокотоксичных отходов. Условием на получение такого разрешения является надлежащее хранение и обеспечение требуемого качества хранимых отходов, регулируемое специальными директивами.
Сбор и вывоз отработанного масла с мест первичного накопления осуществляется муниципальными или частными кампаниями, имеющими на это специальную лицензию. Условием получения лицензии является наличие специального транспорта, оборудованных специальных хранилищ и контрактов с предприятиями утилизирующими отработанные масла. За вывоз и идентификацию отработанного масла устанавливается плата, взимаемая с организации накопителя отработанного масла. Величина этой платы находится в диапазоне 50-60 евро/т. В некоторых странах ЕС верхний уровень платы устанавливается экологическими ведомствами, а частные компании-сборщики в условиях конкуренции снижают ее в среднем на 10%.
Люди, меняющие масла в своих автомобилях самостоятельно (т.е. годовое накопление ниже указанной величины 200л/год) могут бесплатно сдать его в торговые точки, где они его приобрели. Либо бесплатно оставить его там, где ему произвели замену: в центре автосервиса, АЗС, ПТО или пункте экспресс-замены масел, которые в Европе достаточно распространены как, впрочем, сегодня и в Украине.
При этом, как розничные продавцы смазочных масел, так и перечисленные предприятия автосервиса являются юридическими собственниками этих отработанных масел. Они обязаны вести не только их строгий учет, как опасных отходов, на своем предприятии, но должны осуществлять отчетность перед экологическим ведомством региона. Также они несут и все затраты, связанные с хранением этих отходов и передачей их через лицензированного сборщика отработанных масел на вторичную переработку - утилизацию либо регенерацию.
Предприятие-переработчик, производящее регенерацию отрабо-танных масел, имеющее специальную лицензию на этот вид деятельности, в свою очередь, также оплачивает услуги фирм-сборщиков, которые поставляют им отработанные масла на регенерацию. Величина оплаты переработчиком услуг сборщика составляет в среднем 40-50 евро/т.
Однозначные требования в части способа утилизации были выдвинуты в Директиве 67/101/EWG Совета ЕС от 22.12.1986 года, а именно, что абсолютное предпочтение должно отдаваться не утилизации: сжиганию/уничтожению и прочим видам переработки, а вторичной переработке отработанных масел в исходный продукт - регенерации! До 01.01.1990 года страны-члены ЕС обязаны были приступить к выполнению этой директивы
Чтобы стимулировать глубокую переработку отработанных масел в кондиционные базовые масла они пошли путем оказания существенной поддержки предприятиям, производящим переработку отработанных масел до полного восстановления их первоначальных свойств. Таким образом, сегодня в большинстве стран ЕС предприятиям, производящим вторичную переработку - регенерацию отработанных масел предоставляется со стороны государственных и муниципальных органов значительная помощь в виде субсидий, льгот и т. п.

6. Анализ современных технологий вторичной переработки отработанных масел в кондиционные базовые масла

В мире общая доля масел, получаемых вторичной переработкой, составляет 10% от потребления свежих. Причем ведущая роль здесь принадлежит европейским странам. Мировой объем потребления смазочных масел в настоящее время составляет около 38,5 млн.т/год. Таким образом, в мире производится около 4 млн.т/год кондиционных смазочных масел из отработанных.
Среди промышленных методов вторичной переработки следует выделить группы по основному способу очистки масел от продуктов старения: 1.) сернокислотная; 2.) адсорбционная; 3.) гидроочистка; 4.) экстракционная; 5.) тонкопленочное испарение. Отдельно следует рассматривать процессы: 6.) "PROP" - с использованием химического способа деметаллизации отработанных масел и 7.) "Рециклон" - с использованием для удаления продуктов старения тонко дисперги-рованного металлического натрия.
Несмотря на недостатки, первое место в мире по количеству действующих установок и объему перерабатываемого сырья принадлежит процессам с применением серной кислоты. До конца 90-х годов на них приходилось около 80% мирового объёма переработки отработанных масел. Среди процессов основными являются:
-кислотно-контактная очистка;
-кислотно-контактная очистка, совмещеная с атмосферно-вакуумной перегонкой;
-процесс "Французского института нефти" (IFP);
-процесс фирм "Mattus/Garap" (Франция)
-процесс со стадией термической обработки сырья;
-процесс фирмы "Meinken" (Германия).
Второе место по объему промышленного применения занимают процессы с использованием адсорбционной очистки в качестве основной стадии. Наиболее широко, такую технологию применяли небольшие предприятия США. Схема предусматривает отгон воды и топливных фракций с последующей очисткой контактным методом. В качестве сорбентов широко применяются активированные глины, сырьевая база которых в США достаточно велика. В стране выпускается до 40 наименований бентонитовых глин в виде гранул порошков и паст. В США до 55% всех базовых масел вторичной переработки получали именно таким способом. Этот сравнительно простой процесс позволяет получать базовые масла стабильного качества.
Альтернативой адсорбционной очистке являются гидрогениза-ционные процессы, однако и в этом случае сорбенты необходимы для защиты катализаторов гидроочистки от преждевременного отравления смолистыми соединениями и тяжелыми металлами. Процесс гидроочистки - отщепления от углеводородных молекул нежелательных серо-, азото-, кислородо-, металло- содержащих радикалов и присоединения на их место атомарного водорода, производимого гидролизной установкой протекает при 380 - 400°С и 20 - 70 кгс/см2 в присутствии алюмокобальтовых катализаторов. Это достаточно сложный и опасный в производстве процесс, требующий высокого уровня подготовки, наличия соответствующей квалификации и образования обслуживающего персонала.
Весьма перспективным процессом вторичной переработки отработанных масел является тонкопленочное испарение, предложенное относительно давно. Наибольшее практическое применение нашли роторные тонкопленочные испарители фирм "Luwa" (Швейцария) и "Enviroupur" (США). Эти аппараты с минимальными энергозатратами позволяют перегонять до 90%, поступившего в них отработанного масла в легкий и тяжелый масляные дистилляты. Продукты старения - до 10%, преобразуются в битум, который затем используется в качестве кровельного или дорожного материала при строительстве.
В ряде стран: Греция, США, Тунис, Чехия, Германия работают установки фирмы "KTI" (Голландия), основными стадиями которого являются атмосферно-вакуумная перегонка, вакуумное тонкопленочное испарение, гидроочистка и фракционирование. Однако данный процесс является слишком дорогим с точки зрения капитальных затрат. Для обеспечения минимальной прибыльности установка должна иметь производительность не менее 50 тыс.т/год.
Среди применяемых в промышленности процессов, выделяется технология PROP, разработанная компанией "Phillips Petroleum" (США), где на первой стадии проводят деметаллизацию отработанного масла водным раствором диаммонийфосфата. После фильтрации масло подвергают гидроочистке и фракционируют. Данный процесс также является слишком дорогим. Для обеспечения прибыльности установка должна иметь производительность не менее 30 тыс.т/год.
Отдельно стоит поставить и процесс переработки отработанных масел Рециклон. В нем продукты старения и присадки удаляют путем обработки сырья мелкодиспергированным металлическим натрием взамен обработки серной кислотой. Из отработанного масла вначале удаляют воду и низкокипящие углеводороды. Затем его несколько минут обрабатывают в реакторе мелкодиспергированным металлическим натрием. Это приводит к полимеризации продуктов старения и присадок, либо к превращению их в соли натрия с высокой температурой кипения. После введения небольшого количества воды, фракции газойля и веретенного масла отгоняют от смеси при атмосферном давлении. Остаток, состоящий из тяжелых масляных фракций и продуктов реакции, затем перегоняют через три последовательно соединенных тонкопленочных испарителя с различной глубиной вакуума в каждом. Одновременно с перегонкой производится фракционирование Выход и качество масел в этом процессе выше, чем в процессах с использованием кислотной очистки.
Однако из существующих и реализованных в настоящее время промышленных процессов трудно выделить предпочтительные, поскольку все они в равной степени не лишены как преимуществ, так и недостатков. Поэтому в каждом конкретном случае рассмотрения предлагаемого на экспертизу проекта промышленной реализации вторичной переработки отработанных масел необходимо исходить из анализа работы уже действующих прототипов и весьма осторожно подходить к процессам, не имеющим действующих прототипов.
Конкретно наше предприятие - ЗАО "НПО Экоресурс" при выборе разработчика технологии и поставщика "под ключ" в Полтаву завода по регенерации отработанных масел исходило из следующего.
К 80-м годам в мире накопилось большое количество всевозможных, в том числе и весьма привлекательных, с первого взгляда, разработок технологий вторичной переработки отработанных масел. А уже в 90-х годы, благодаря соответствующей политике, проводимой по данному вопросу ООН и ЕС, они были практически все востребованы. В возникшей гонке идей, в результате конкуренции между компаниями большинство этих инженерных наработок были реализованы в проекты, а проекты в ныне действующие предприятия - вновь построенные, реконструированные, либо модернизированные заводы по вторичной переработке отработанных масел. Далеко не все кто вложил средства в разработку, казалось бы, перспективных проектов и построил в 90-е годы соответствующие заводы, попали в цель. Некоторые фирмы потерпели серьезное фиаско.
Например, фирма "KTI" (Голландия) на заводе по регенерации отработанных масел в Гамбурге (Германия) и Рязанский ОЗ ВНИИ НП СССР на Кременчугском НПЗ, (Украина) серьёзно ошиблись с выбором проектных решений. Вариант "вакуумной дистилляции+гидроочистка" .
Мы же для планируемого к постройке в Полтаве завода, учитывая сложившиеся обстоятельства, выбрали простой и эффективный вариант экспертизы. Суть, которого заключается в том, что сегодня по истечению 3-5 лет эксплуатации этих новых, но разных по применным технологиям, заводов стали очевидны все просчеты и недостатки проектов, многие из которых практически невозможно было увидеть на стадии проектирования. Короче говоря, мы использовали существующую в данный момент идеальную ситуацию научиться на чужих ошибках. В результате для строящегося Полтавского завода по регенерации отработанных нефтепродуктов была выбрана технология, изображенная на представленной ниже технологической схеме.

7. Проблемы создания в Украине отрасли утилизации отработанных нефтепродуктов

Быстро создать в Украине отрасль утилизации отработанных нефтепродуктов, как того требует ситуация, можно лишь обеспечив максимально привлекательные условия для инвестиций в неё частного капитала. На мой взгляд, такие условия в Украине, по большому счету, уже созданы. Причем в достаточном для решения проблемы объеме. Просто их необходимо правильно оценить и умело ими воспользоваться. Итак, оценим обстановку.
С точки зрения законодательства. В Украине создана идеальная, на уровне требований ЕС законодательная база для нормального функционирования отрасли утилизации отработанных нефтепродуктов. Однако, учитывая тот факт, что наше законодательство непрямого действия наши законы начинают реально работать в среднем через 5-6 лет после их выхода. И нет ничего удивительного в том, что за шесть лет после выхода закона "Об отходах" исполнительная власть только подошла вплотную, но пока еще не начала исполнять закон в отношении отработанных нефтепродуктов как опасных отходов. Так, кстати, было и с законом "Об охране окружающей природной среды". Вышел в 1991 году - начал, более-менее, реально работать в 1997году. Сегодня практика обращения с отработанными нефтепродуктами в Украине это сплошные нарушения данного законодательства. Но исполнительная власть, уже понемногу начинает это видеть, понимать, и осознавать. И именно поэтому она не будет далее бездействовать. Она понимает, что за эти нарушения придется отвечать ей, точнее ему -конкретному работнику областного управления Минэкоресурсов, принявшему от производителя отходов искаженный материально-сырьевой баланс инвентаризации отработанных нефте-продуктов, согласовавшему и утвердившему заниженные лимиты их сбора. Большинство исполнителей сегодня осознанно на такие действия не пойдут, разве что единицы, и те по большой глупости.
Вывод из этого следующий. Естественный шестилетний период "задержки зажигания" законодательной базы по отношению к отработанным нефтепродуктам закончился. Сегодня она уже включена и начинает должным образом работать. Механизм первичного учета отходов имеется. Но им пока в отношении отработанных нефтепродуктов пользоваться не научились. Этот механизм на первый взгляд эффективен, но вместе с тем .он неуклюж и сложен. Главная причина недостоверного, заниженного учета при проведении материально-сырьевого баланса инвентаризации данных отходов - это отсутствие в стране утвержденных норм сбора отработанных нефтепродуктов. Эти нормы в течение 1-2-х лет будут разработаны и утверждены Кабмином Украины . Соответственно, реальный первичный учет отработанных нефтепродуктов будет налажен областными управлениями Минэкоресурсов Украины в течение 2-4-х лет.
С точки зрения ресурсной базы. Сегодня Украина производит 500тыс.т/год отработанных нефтепродуктов. Т.е. имеет реальный сырьевой ресурс примерно равный аналогичному ресурсу Германии - 660тыс.т/год. Да, у нас сегодня 90% объемов этого сырья сбрасывается в окружающую природную среду и оборачивается в теневом секторе экономики. Но сегодня у нарушителей экологического законодательства и теневых структур в части продолжения практики незаконного обращения с отработанными нефтепродуктами перспектив нет. Их действия уже начали решительно пресекаться экологическими и правоохранительными структурами. Пример. Лицензирование деятельности на любые виды обращения с отработанными нефтепродуктами. И прочие достаточно болезненные для этих структур меры в основном со стороны местных органов власти. Таким образом, по-моему мнению, в течение минимум - 2-х, максимум- 4-х лет нарушители экологического законодательства будут либо уничтожены, либо заставлены его надлежащим образом исполнять. Теневые структуры в те же прогнозируемые сроки будут, либо естественно поглощены законными в правовом отношении структурами. Либо будут вынуждены сами трансформироваться в законные, работающие в правовом поле лицензионные структуры. Эти структуры, по всей видимости, будут специализироваться на сборе, переработке транспортировке и утилизации отработанных нефтепродуктов.
Вывод. Ресурсная база вторичного сырья - отработанных нефтепродуктов, являющихся опасными отходами в течение 2-4-х последующих лет будет в Украине восстановлена и вовлечена в нормальный хозяйственный оборот страны. Причем восстановлена и вовлечена в объемах, необходимых для нормального функционирования отрасли утилизации отработанных нефтепродуктов
С точки зрения самого процесса утилизации. Чтобы его осуществить, необходимы: во-первых, соответствующая технология; во-вторых, оборудование для реализации этой технологии, в-третьих, организационная структура, обеспечивающая эффективную эксплуатацию этого оборудования. Т.е. предприятие по утилизации отработанных нефтепродуктов. Это предприятие должно быть конкурентоспособным, прежде всего, рентабельным, приносящим достаточно высокую прибыль. Все перечисленные выше аспекты сегодня выполнимы. Реально существуют современные, эффективные, надежные, отлаженные, проверенные на практике решения в виде уже реализованных проектов, работающих технологий, оборудования, и заводов по регенерации отработанных масел. При этом продукция таких регенерационных заводов, произведенная из вторичного сырья, одновременно являющегося опасным отходом вполне конкурентоспособна с аналогичной продукцией НПЗ, произведенной из стратегического, дефицитного для Украины сырья - нефти. Масла, полученные путем регенерации из отработанных нефтепродуктов, по качеству ни в чем не уступают свежим маслам, полученным из сырой нефти. При одном лишь различии - себестоимость этих масел полученных в результате регенерации в два раза ниже себестоимости производства свежих масел из сырой нефти!

Вывод. В настоящий момент имеется реальная возможность, не мудрствую лукаво, на условиях поставки "под ключ" приобрести такой проект завода, технологию, ноу-хау, основное производственное оборудование с монтажом, пуско-наладкой и 3-мя месяцами опытной эксплуатации. В кратчайшие сроки, (18 месяцев) при соответствующей поддержке и наличии взаимопонимания исполнительной власти, прежде всего, Минэкоресурсов Украины согласовать, привязать, смонтировать и запустить первый такой завод в эксплуатацию. Для запланированного в Полтаве строительства завода производительностью 12 тыс.т/год по перерабатываемому сырью потребуются инвестиции в объеме 16 млн. грн.

Однако, чтобы условия для привлечения инвестиций в создание отрасли утилизации отработанных масел были максимально привлекательными, необходимо решить еще и ряд дополнительных проблем. С целью ускорения к решению этих проблем могут быть привлечены как потенциальные инвесторы, так и деловые круги, заинтересованные в получении данных инвестиций

Первая проблема. Установить нормы сбора отработанных нефтепродуктов для производителей этих опасных отходов.

Реально существует три варианта решения данной проблемы. Первый вариант. Дождаться издания, либо инициировать из регионов издание соответствующего постановления Кабмина Украины "О нормах сбора отработанных нефтепродуктов".

Второй вариант. Дождаться либо инициировать из регионов направления руководящего письма Кабмина Украины на Минэкоресурсов Украины, а оттуда на областные управления Минэкоресурсов Украины с указанием временно руководствоваться нормами сбора отработанных масел ранее утвержденными первым вице-президентом Украинской Государственной компании "Укрнефтехим" Пискуновским К. В. от 03.06.1992.

Третий вариант. Решить эту проблему на региональном уровне. Областным управлениям Минэкоресурсов Украины с целью пресечения имеющихся нарушений и наведения должного порядка в обращении с отработанными нефтепродуктами, являющимися одновременно опасными отходами и ценными вторичными ресурсами разработать и представить, а Областным Советам рассмотреть и утвердить "Временные нормы сбора отработанных нефтепродуктов". На мой взгляд, они могут иметь следующий вид.

НОРМЫ СБОРА ОТРАБОТАННЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Отработанные нефтепродукты являются опасными отходами. Сбор отработанных нефтепродуктов является важным государственным мероприятием по защите окружающей природной среды от загрязнения и восполнению вторичных ресурсов. Он обязан осуществляться в соответствии с ГОСТ 21046086 "Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия", Классификатором отходов Украины ДК 005-96, "Желтым списком" Базельской конвенции.
Для всех потребителей нефтепродуктов, которые находятся на территории области, нормы сбора отработанных нефтепродуктов утверждаются в соответствии с объемами потребления предприятием промывочных нефтяных жидкостей и свежих смазочных масел для собственных эксплуатационных нужд с обязательным учетом других дополнительных ресурсов сбора и составляют:

нормы сбора от потребления свежих масел и промывочных жидкостей
50% - от объема потребления предприятием промывочных нефтяных жидкостей и свежих масел для эксплуатационных нужд без учета свежих масел, которые используются как сырье для производства товарной продукции, а также используются для заправки изготовленной предприятием техники, которая поставляется заказчикам.

норма от других дополнительных ресурсов
40% - от объема выполненных предприятием услуг по замене масел в картерах, редукторах, гидросистемах техники, которая обслуживается или ремонтируется таким предприятием: АЗС, ПТО, пункты экспресс-замены масел, ремонтные мастерские, ремонтные заводы и т. д. Эти объемы добавляются к тем, которые образовались от собственных эксплуатационных нужд.

30% - от объема произведенных предприятием розничных продаж свежих масел, если предприятие торгует ими в розницу від и в соответствии с законом "О защите прав потребителей" обязано принимать от своих покупателей отработанные масла. Эти объемы добавляются к тем, которые образовались от собственных эксплуатационных нужд.

5 % - объема общей емкости выполненных предприятием плановых и внеплановых зачисток автотранспортных, железнодорожных и стационарных цистерн и резервуаров от остатков жидких нефтепродуктов. Эти объемы добавляются к тем, которые образовались от собственных эксплуатационных нужд.
Вторая проблема. По уже утвержденным нормам сбора провести достоверный первичный учет отработанных нефтепродуктов: материально-сырьевой баланс, инвентаризацию, паспортизацию, регистрацию с выдачей предприятиям-производителям этих опасных отходов годовых лимитов на их производство, сбор и сдачу в утилизацию
При наличии норм сбора отработанных нефтепродуктов эта проблема в рабочем порядке легко решается квалифицированными специалистами отделов областных у правлений Минэкоресурсов на стадии проведения первичного учета отходов, согласования и утверждения годовых лимитов сбора отходов с экологами предприятий производителей отходов. Чтобы быстро, слаженно, эффективно провести эту работу областные управления Минэкоресурсов должны заранее соответствующими предписаниями проинформировать всех производителей отходов своего региона об утвержденных нормах сбора отработанных нефтепродуктов и методике составления материально-сырьевого баланса инвентаризации этого вида отхода.
Третья проблема. Создать в Украине новую эффективно работающую в условиях рыночной экономики рациональную систему сбора и обращения с отработанных нефтепродуктов
Реально существует два варианта решения данной проблемы. Первый вариант. Дождаться издания, либо инициировать из регионов издание соответствующего постановления Кабмина Украины "Об отработанных нефтепродуктах". Аналог этого постановления уже принимался Правительством Украины в 1992 году. Это положение "Об организации сбора и использования отработанных нефтепродуктов" утвержденное первым вице-президентом Украинской Государственной компании "Укрнефтехим" К В. Пискуновским 03.06.1992. Кроме того, такие постановления правительств сегодня реально существуют в законодательной базе стран ЕС. Например. "Постановление об отработанных маслах от 27.10.1987., №2335 (Altol-Verordnung" vom 27.10.1987., №2335) в Германии.
Второй вариант. Решить эту проблему на региональном уровне. Областным управлениям Минэкоресурсов Украины с целью наведения должного порядка в обращении с отработанными нефтепродуктами, являющимися одновременно опасными отходами и ценными вторичными ресурсами разработать и представить, а Областным Советам рассмотреть и утвердить "Временное постановление об отработанных нефтепродуктах". Прецеденты такие есть у нашего ближайшего соседа - России. Это временное положение "О системе обращения с нефтеотходами в г. Москве",
которое было утверждено постановлением Правительства Москвы от 08.11.1997., №807 и было введено в действие с 01.01.1998.
Четвертая проблема. Обеспечить контроль обращения с отработанными нефтепродуктами как с опасными отходами и, прежде всего, их сбора в соответствии с действующим законодательством
Добросовестное исполнение своих прямых служебных обязанностей причастных организаций, подразделений, структур и лиц в соответствии с требованиями с закона "Об отходах" изложенными в статьях:. 18, 20, 21, 22, 23, 24, 34, 35, 37, 38, 42, 43. в состоянии обеспечить сверхжесткий контроль обращения с отработанными нефтепродуктами. Простое исполнение этих обязанностей гарантировано обеспечит жесткий контроль обращения с отработанными нефтепродуктами. Но в данном случае ни первого, ни второго не нужно. Достаточно 3-4 раза в год областной экологической инспекции осуществлять по отношению к предприятиям нарушителям правил обращения с отработанными нефтепродуктами применение, предусмотренных законом "Об отходах" мер дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной ответственности. И соответствующим образом освещать эти случаи на местном радио и телевидении.
Таким образом, можно решительно пресечь наиболее распространенные сегодня нарушения экологического законодательства в части обращения с отработанными нефтепродуктами как с опасными отходами. Это, прежде всего:
· скрытие и искажение достоверной информации по объемам производства и накопления отработанных нефтепродуктов
· слив отработанных нефтепродуктов в окружающую природную среду;
· передача отработанных нефтепродуктов юридическим и физическим лицам, не имеющим соответствующих лицензий Минэкоресурсов Украины;
· добавление отработанных нефтепродуктов в товарную продукцию, чаще всего в сырую добытую нефть;
· простое сжигание отработанных нефтепродуктов в котельных установках и прочих отопительных агрегатах в качестве жидкого топлива;
Этого будет вполне достаточно, чтобы обеспечить надлежащий контроль обращения с отработанными нефтепродуктами как с опасными отходами.

Пятая проблема. Создание эффективно действующей системы рационального сбора отработанных нефтепродуктов и введение жесткого контроля обращения с ними как с опасными отходами приведет к тому, что они перестанут сбрасываться в окружающую природную среду и прекратится их отток в теневую экономику. У лицензионных сборщиков этих отходов начнут накапливаться большие объемы отработанных нефтепродуктов. Допустим, что лицензионные сборщики соберут половину того, что наработают за год производители отходов. Половина от 500тыс.т/год составит - 250 тыс.т/год
Где же обеспечить их хранение? С этим проблем нет. На территории Украины имеется избыточное количество нефтебаз, оставшихся после планово-распределительной экономики СССР. Это ныне недействующие нефтебазы бывших систем нефтепродуктообеспечения: Госкомнефтепродуктов, Госагропрома, Вооруженных Сил, МПС и прочих. бывших отраслей, бывшего народного хозяйства Украины.
Что делать с собранными объемами отработанных нефтепродуктов в период, когда еще не созданы соответствующие производственные мощности для их утилизации? И пока нет для этого ни грантов, ни инвестиций. И чтобы их получить необходимо время. Как впрочем, время потребуется и на проектирование и на строительство завода, где-то около 2-х лет. Для закупки установки "под ключ" и привязки планируемого нами к постройке в Полтаве завода по регенерации отработанных масел производительностью 12тыс.т год требуются инвестиции около 16,0млн.грн (3,0млн.$). Время строительства - 18 месяцев Аналогичный завод производительностью 40тыс.т/год обойдется около 40,0млн.грн (7,5млн.$). Время строительства - 20-ть месяцев
Так что же делать с собранными в этот период объемами отработанных масел Мы, ЗАО "НПО Экоресурс", например, запланировали провести срочную реконструкцию своего экспериментального производства чтобы увеличить производительность с 0,5тыс.т/год до 4,0тыс.т/год и на это нам необходимо потратить 1,4млн грн. Но эти средства не так легко найти, хотя они и окупаются за 1.5 года. По крайней мере, Полтавский областной фонд охраны окружающей природной среды в 2003 году нам в этом отказал. Да и собственно говоря разве могут эти мощности 4тыс.т/год после реконструкции переработать 10-14тыс.т ежегодно накапливаемых в Полтавской области и тем более 250-500тыс.т ежегодно накапливаемых в Украине отработанных масел!
Что же делать. А то, что делал Госкомнефтепродукт Украины в конце 80-х. Производить сбор сортировку, необходимую предварительную обработку и продавать за рубеж, коль сегодня сами переработать не можем. Таким образом, имеется простое и достаточно прагматичное решение. Собранные нефтепродукты сортируются, предварительно обрабатываются согласно требованиям покупателя (мы ими, как и реквизитами покупателя располагаем) и затем продаются за рубеж как вторичный ресурс. При этом их цена составит - 120 $/т. Если учесть, что наши суммарные затраты составят на предварительную сортировку, переработку, транспортировку, таможенные пошлины и прочие налоги - 80 $/т. То остается около 40 $/т прибыли, которая при соответствующем стечении обстоятельств может заменить инвестиции. Предположим, что мы сможем реализовать за рубеж 200тыс.т/год отработанных нефтепродуктов. Значит, мы сможем заработать около 8 млн.$/год.
Если использовать их в качестве инвестиций, можно купить "под ключ" установку и на ее базе построить современный завод по регенерации отработанных масел западного образца производительностью 40 тыс.т/год. Оказывается и таким образом можно инвестировать создание в Украине отрасли по утилизации отработанных нефтепродуктов. Однако, надо понимать, что эту схему реализовать гораздо сложнее чем её описать. Вероятно, что осуществить её без привлечения крупной финансово-промышленной группы или привлечения исполнительной власти будет невозможно. Но с точки зрения сокращения сроков создания в Украине отрасли по утилизации отработанных нефтепродуктов она чрезвычайно привлекательна.
Неплохо было бы встретиться и обменяться мнениями с руководителями предприятий, получивших лицензии на обращение с отработанными нефтепродуктами и реально занимающимися этой деятельностью в Украине, чтобы наряду с выработкой единой схемы действий в части создания нормативной базы и эффективной системы сбора отработанных нефтепродуктов, выработать единую схему действий и в части создания сети предприятий по их вторичной переработке, а следовательно и отрасли по утилизации отработанных масел. Тем более, что Кабмин Украины в марте должен утвердить довольно жесткие для производителей отходов тарифы за сбор отработанных нефтепродуктов -0,5грн/л. Поэтому я приглашаю полномочных представителей всех структур законно, на лицензионной основе работающих в данной сфере деятельности, к сотрудничеству. Повторяю, в наших же интересах нам необходимо встретиться друг с другом и выработать единую схему действий. ЗАО "НПО Экоресурс" готово выступить в роли координатора по организации данной встречи.
ЗАО "НПО Экоресурс" самостоятельно отрабатывало эту схему ещё в 1993 году на своем первом проекте строительства завода в Полтаве производительностью 10тыс.т/год, который, к сожалению, нам не удалось завершить, как планировалось. Тогда собственных средств нам хватило только на создание опытного и, следует честно сказать, весьма затратного научно-производственного комплекса по регенерации отработанных нефтепродуктов производительностью 0,5 тыс.т/год, который, однако, вот уже на протяжении 13 лет успешно работает и при штате 30 работающих перерабатывает 0,3- 0,5 тыс.т/год отработанных нефтепродуктов. Считаю что в данном вопросе, необходимо действовать сообща. Тогда возможен полный, а не частичный успех.
Решение этих, достаточно простых, проблем позволит завершить подготовку необходимых условий для создания в Украине так необходимой ей отрасли по вторичной переработке отработанных масел. Даст возможность на основе привлечения внутренних инвестиций, и внедрить современные безотходные технологии и создать высокоэффективные экологически чистые производства и построить в Украине высокорентабельные заводы по утилизации отработанных нефтепродуктов.
В плане того, что кто-то должен первым отважиться на такие инвестиции. Что называется сделать шаг. Риск, конечно, дело благородное, но, закрыв глаза на него идти, не следует. Поэтому немножко поможем инвестору. Навскидку оценим для него обстановку по четырем бесспорным моментам.
Во-первых. Во всем мире утилизация отработанных масел дело чрезвычайно прибыльное, потому экономически привлекательное и выгодное. Вдобавок оно весьма уважаемо обществом, потому что решает ещё и насущные экологические проблемы этого общества. Почему в Украине, которая под давлением мировой общественности ввела такое же, как у них экологическое законодательство, эта деятельность должна оказаться неприбыльной, экономически непривлекательной и презираемой обществом? Скорее наоборот…
Во-вторых. Техническая сторона вопроса. Наши инвесторы эту сторону дела больше всего не любят, и потому не особо желают в нее глубоко вникать. Поэтому обойдемся примером. Что такое советская цветная фотография и где она сейчас находится, могут представить все. Как и четко могут представить то, что пришло ей на замену - комплектное, полностью автоматизированное фотооборудование, на котором может работать и обезьяна. Та же самая ситуация с технологиями и установками по регенерации отработанных нефтепродуктов. Их, как и упомянутую автоматизированную фотолабораторию, можно просто купить на условиях поставки "под ключ". Привязать на своей площадке, смонтировать, наладить с помощью продавца и начать перерабатывать на ней отработанные нефтепродукты в высококачественные базовые и сортовые масла по отлаженной, проверенной надежной и эффективной технологии.
В-третьих. В Украине практически отсутствует отрасль утилизации отработанных нефтепродуктов. Первый кто начнет деятельность в этой сфере имеет идеальные возможности надежно и честно закрепиться на наиболее привлекательных региональных и отраслевых секторах рынков сырья и сбыта. Это тоже весьма привлекательный момент для тех инвесторов, кто намерен рисковать и вкладывать свои капиталы в данную сферу деятельности.
В-четвертых, в нашем законодательстве по этому виду деятельности существует куча льгот. Смотреть законы "Об охране окружающей природной среды", "Об отходах", "О налогообложении прибыли предприятия" "О налоге на добавленную стоимость",
ЗАО "НПО Экоресурс", опираясь на финансовый, экономический экологический и духовный потенциал региона, прилагает все необходимые усилия к тому, чтобы привлечь в регион инвесторов и построить в Полтаве первый в Украине завод по регенерации отработанных масел. Этим будет положено начало создания в Украине отрасли по утилизации отработанных нефтепродуктов. Таких заводов в Украине необходимо будет построить около 6 - 7 единиц, но с гораздо большей производительностью, чем в Полтаве. Где-то, порядка 30 -70 тыс.т/год по перерабатываемому сырью.
Так это совсем недавно было на территории ГДР в Германии, затем в Чехии, наконец, у и нашего ближайшего соседа в Польше. Так, я уверен, будет и у нас в Полтаве, а затем во всей Украине.
Полтавщину по праву называют духовным центром Украины. Но Полтавщина, по сути, это еще и центр нефтедобычи и нефтепереработки Украины. Наш Кременчугский НПЗ - единственное нефтеперерабатывающее предприятие Украины, которое из сырой нефти производит базовые смазочные масла. А ведь в конечном итоге, из нефтяных смазочных масел и образуются наиболее опасные нефтяные отходы - отработанные нефтепродукты. Решить проблему использования этих опасных отходов, как вторичного ресурса, обеспечить экономически выгодную, экологически чистую, безотходную вторичную переработку отработанных масел с полным восстановлением их первоначальных свойств - регенерацию для нас это не просто решение с одной из серьезнейших экологических проблем Украины - это для нас выполнение морального долга Полтавщины перед Украиной.
Надеюсь, что успешное решение в Полтаве, предлагаемого нами цивилизованного обращения с нефтеотходами позволит заслуженно назвать Полтавщину экологическим центром Украины, по решению проблемы нефтеотходов, а её опыт распространить на остальные регионы страны.

Главная страница
Сведения об авторах



© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 23.04.07