3-я Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов", 7 - 8 февраля 2006 г., Харьков, Украина

Главная страница
Сведения об авторах

МЕНЕДЖМЕНТ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В УКРАИНЕ

ПАВЛЮЧЕНКОВ И. А., ГУЛЯЕВ В. М., ПРИХОДЧЕНКО А. А., КОВАЛЕНКО А. Л.

Днепродзержинский государственный технический университет
(Днепропетровская обл.)

Украина включилась в топливный ядерный цикл в послевоенное время и является обладателем не менее 50 млн тонн радиоактивных отходов (РАО). Менеджмент РАО предполагает использование современной доктрины по обращению с отходами, где термин "отходы" заменен термином "ценный вторичный ресурс". В связи с этим хвостохранилища приобрели новую терминологию и называются отложенными техногенными искусственными месторождениями. Радиоактивные отходы (РАО) в объеме 43 млн тонн, накопленные за полвека работы по обогащению урана в г. Днепродзержинск, представляют собой объект не только для промышленной добычи урана, но и для получения редкоземельных и иных элементов.

Опасность радиоактивных отходов для экосистем предполагает научное обоснование стратегии управления ими. На наш взгляд, для устойчивой стратегии необходимо создание специального Центрального регулирующего органа, работающего на основе нормативно-правового режима регулирования использования отходов. Режим обращения с отходами включает систему мер организационного, административно-правового, экологического, технического характера.

Прежде всего, необходимо определиться с хозяином этого ценного вторичного ресурса. Не исключено, что право владения отходами может заявить наряду с Украиной и Россия в лице членов ядерного общества бывшего СССР или другой организации, действующей в соответствии со своим уставом. Владелец отходов организует их маркетинг и несет персональную ответственность за их безопасную эксплуатацию.

Правительство через Государственный бюджет обеспечивает финансирование работ по обращению с РАО, режим которых контролируется определенными структурами (Экологическая экспертиза, Госсаннадзор и др.). Эффективность надзора определяется внедрением лицензионной системы. Целесообразно создание специального экологического банка, финансирующего оптимальные проекты по реализации стратегии управления РАО.

Таким образом, встает вопрос о целесообразности развития службы аудита в области использования радиоактивных отходов. Отсюда - необходимость подготовки специальных кадров, поддержка исследовательских программ, в которых высшие учебные заведения должны играть весомую роль. Целесообразно также поддержать процессы взаимодействия с общественностью и международные связи.

Сегодня хранение, переработка и захоронение РАО становится серьезным бизнесом.

Главная страница
Сведения об авторах


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 25.04.07