3-я Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов", 7 - 8 февраля 2006 г., Харьков, Украина

Главная страница
Сведения об авторах

О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ШАХМАТОВ В. В., ПОДОЙНИЦЫН В. А.

Государственный департамент страхового фонда документации (Харьков)

Быстрый рост количества опасных отходов производства и потребления в конце ХХ столетия и связанное с этим резкое ухудшение экологической обстановки в большинстве стран мира привели к тому, что проблемы экологической безопасности приобрели глобальное значение. В последнее время отмечается устойчивый рост количества и масштабов экологических катастроф как природного, так и техногенного характеров, при этом ущерб от катастрофических явлений, возникших по вине людей, уже нередко превышает у щерб от стихийных бедствий.

Украина, к сожалению, относится к странам, где проблемы накопления опасных отходов проявляются наиболее остро. Согласно официальным данным на каждого жителя Украины приходится около 100 тонн токсичных отходов, и ежегодно их количество увеличивается примерно на 2 тонны. Преимущественно это отходы предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения, нефте- и газопереработки, сельского хозяйства, стройиндустрии и дорожно-транспортного комплекса.

Количество предприятий, на которых образуются токсичные отходы, превышает 2500. Значительная часть объектов, где образуются, хранятся или перерабатываются токсичные отходы, очень опасна для населения и окружающей природной среды. Кроме того, значительное воздействие на окружающую среду оказывают особо крупные инженерные сооружения: сверхпротяженные авто- и железнодорожные трассы, нефтегазопроводы, громадные плотины, дамбы, водохранилища. При их строительстве большей частью не учитывалась устойчивость природных и природно-техногенных экосистем, что приводило к нарушению природного равновесия, энергетического баланса, образовывались очаги неблагоприятной экологической обстановки. Нередко потенциальная опасность этих объектов переходит в реальную, и они становятся источниками чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Исследование причин крупных аварий и технологических катастроф свидетельствует о том, что их развитие и последствия зависят от степени разработанности организационных и управленческих вопросов на производстве, подготовки и координации действий в аварийной ситуации, а также реальной оценки вероятности возникновения аварий.

Современная идеология управления ЧС предусматривает переориентацию приоритетов деятельности подразделений МЧС от устранения последствий ЧС к анализу причин и рисков возникновения ЧС, устранению возможных причин возникновения ЧС, контролю и прогнозу развития ЧС, которые не удалось предотвратить, а также к целенаправленному смягчению последствий ЧС. Необходимым условием создания системы управления ЧС является разработка стратегии и тактики управления рисками.

Решающую роль в развитии системы управления риском ЧС играют регулирующие функции государства с широким набором инструментов. Государственное регулирование представляет собой систему мероприятий законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и приспособления действующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те проблемы, которые невозможно решить благодаря только рыночному механизму.

Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в границах показателей допустимого (приемлемого) риска, критерии которого устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта.

Управление рисками означает разработку и реализацию комплекса мероприятий, позволяющих снизить значения всех (или большинства) рисков, присущих данному объекту (группе объектов) до допустимых (приемлемых) уровней, с которыми общество на данном этапе своего развития вынуждено согласиться.

Основу государственного регулирования в любой сфере взаимоотношений составляет нормативно-правовая база. К сожалению, анализ действующего законодательства в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения, включая сферу экологической и производственной безопасности, показывает, что оно неполно, фрагментарно, порой противоречиво и строится, как правило, по отраслевому принципу. Некоторые нормативно-правовые акты используют одни и те же термины в различных значениях и предписывают иногда выполнение несогласующихся или противоречивых действий для одних и тех же объектов. Отдельные подзаконные акты существенно сужают либо, напротив, необоснованно расширяют сферу действия соответствующего закона. В целом законодательство пока еще далеко от использования в своей основе концепции приемлемого риска ЧС, подразумевающей снижение ущерба от природных и техногенных опасностей до экономически и социально приемлемого уровня.

Для изменения положения необходимо, чтобы для каждого региона и для большинства видов хозяйственной деятельности на законодательном уровне были определены уровни допустимого и приемлемого индивидуального и коллективного (социального) риска как в натуральном, так и в стоимостном выражениях. Это, в свою очередь, требует серьезной работы по анализу рисков и разработки соответствующей нормативно-методической базы.

Следует также отметить, что из экономических механизмов регулирования риска ЧС действующее законодательство использует, как правило, лишь плату за регламентное (плановое) загрязнение окружающей среды и применение штрафных санкций за превышение установленных квот. При этом практически не используются очень эффективные механизмы стимулирования повышения уровня безопасности (льготное налогообложение или льготное кредитование), а также механизмы страхования и перераспределения риска. Попытки введения системы обязательного страхования объектов повышенной опасности на случай аварии или возникновения ЧС оказались полностью лишенными стимулирующего действия механизма страхования, связанного с тем, что страховой взнос должен зависеть от риска. Это не только противоречит закону и ведет к необоснованному повышению цен на товары и тарифов на услуги, но и подрывает доверие к страховым компаниям.

Эти проблемы имеют межведомственный и межрегиональный характер, требуют комплексного и системного подхода к решению с привлечением всех заинтересованных министерств и ведомств, с обязательным учетом мирового опыта, и должны быть решены в кратчайшие сроки. Решение проблемы оценки и регулирования рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера в Украине относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности.

Главная страница
Сведения об авторах


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 23.04.07