3-я Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов", 7 - 8 февраля 2006 г., Харьков, Украина

Главная страница
Сведения об авторах

ПРОБЛЕМА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ


Стародубцева О.В., Донецкий национальный технический университет

Проблема ТБО в Украине коррелирует с показателями и аспектами этой проблемы в мировом масштабе.
Она стоит не только перед крупными городами, но и перед небольшими населёнными пунктами нашей страны. Количество ТБО в Украине увеличивается, а их состав (особенно в крупных городах) приближается по составу ТБО в западных странах с относительно возрастающей долей бумажных отходов и пластика. Это связано с прогрессирующим развитием производства новых видов товаров, поступлением на отечественный рынок значительного количества разнообразных товаров импортного производства, применением в торговых операциях сервисного приёма упаковки продукции в удобную тару.
Для обезвреживания ТБО в Украине применяется практически единственный способ, который является пассивным: удаление отходов на полигоны и санкционированные свалки. Количество зарегистрированных полигонов и свалок достигает 2,5 тыс. Масса мусорных свалок не зарегистрирована. Их количество трудно учесть. Но можно указать, что в 2002г. решением органов Минэкоресурсов закрыто около 13 тыс. таких свалок. Вывозимые на полигоны ТБО складируются, как правило, без предварительной сортировки.
Мусороперерабатывающих заводов (МПЗ) в стране пока нет, а мусоросжигающие заводы (МСЗ) - единичны. В административном плане в Донецкой области наиболее высокие объёмы образования твёрдых бытовых отходов наблюдаются в таких городах: Донецк, Мариуполь, Макеевка, Шахтёрск, Харцызск, Артёмовск, Краматорск, Константиновка (рис.).


Рис. Объем бытового мусора в городах Донецкой области


Анализ ежегодной статистической отчётности позволяет выделить две тенденции в процессах уборки мусора в и утилизации ТБО области.
Тенденция первая: мировой опыт свидетельствует, что переработка и утилизация отходов - это источник потенциальных ресурсов, а эти ресурсы становятся существенным фактором экономического развития.
Городские отходы на 30 - 50% состоят из сгорающих материалов и на 20 - 40% - из несгорающего балласта: металла (3 - 5%), стекла и керамики (6 - 8%).
Вместе с тем в Донецкой области, например, объёмы использования этих ресурсов постоянно снижаются. За 1990 - 1998 года использование стекла сократилось на 93%, вторичных текстильных материалов - 96%, отходов древесины - на 57%, сырья полимерного вторичного - на 39%. За 1994 - 1998 года объёмы использования текстильных вторичных материалов снизились в 6 раз, стекла - в 3,5, отходов древесины - в 2,4 раза.
Тенденция вторая: в Донецкой области наблюдаются чёткие тенденции к снижению объёмов удаления ТБО на полигоны. Почти 1,5 - 2 млн.м3 ТБО не вывозится из дворов жилых домов, торгово - хозяйственных предприятий и др.
Например, лишь 30% от нормативных объёмов накопления ТБО удалено в городе Макеевка, 42% в городе Дзержинск, 17% в городе Славянск, 82% в городе Донецк и т.д.
Это свидетельствует о недостаточной организации коммунальными службами области санитарной очистки населённых пунктов и территорий, а также отсутствие у коммунальных предприятий чёткой статистической отчётности по вопросу удаления (вывоза) ТБО.
Недостаточная санитарная очистка жилого сектора приводит к возникновению стихийных и бесхозных свалок. Прежде всего, такая картина имеет место в частном секторе. Жители частного сектора, лишённые в последние годы цивилизованных способов избавления от мусора, ищут любое свободное место, куда можно было бы сваливать бытовые отходы. Примером тому является Калиновая балка в Донецке, которая превратилась в "мусорник - заповедник".
Из общего объёма ТБО, складированных в Донецкой области, 32% накоплено в Донецке. Ежедневно один житель Донецка производит около 0,9 - 1,0 кг. Эта безобидная, на первый взгляд, цифра дает ежедневно в масштабах жизнедеятельности всего города численностью свыше 1 млн. жителей почти 960 т ТБО, а ежегодно почти 1 млн.м3
Указанное количество отходов размещают на трёх официальных городских полигонах (точнее свалках) в районах - Будёновском, Пролетарском, Петровском. Ежедневно на эти полигоны вывозится более 500 т ТБО. В целом основные характеристики ТБО близки к европейским.
В настоящее время в мировой практике известно более 20 методов обращения с ТБО, а практическое распространение получили три ниже перечисленных метода:
1. складирование (захоронение) на полигонах - в настоящее время, это основной метод обращения с ТБО в Украине, странах СНГ, а также во многих странах мира. Последнее объясняется тем, что полигоны ТБО - наиболее простое и дешевое инженерное сооружение.
Экологическая опасность полигонов заключается прежде всего в том, что они генерируют продукты разложения отходов:
· фильтрат (продукт био- и физико-химических реакций), загрязняющий водоисточники;
· бесконтрольно выбрасывают в атмосферу метан и другие свалочные газы, которые не только загрязняют воздух вокруг сооружения, но и, по последним данным, отрицательно влияют на озоновый слой Земли (метан выжигает озон).
К недостаткам полигонов в экономическом плане относятся:
· безвозвратная потеря при захоронении ценных компонентов и веществ ТБО;
· вывод из обращения на длительный период больших площадей земной поверхности;
· чрезмерно быстрое переполнение существующих полигонов из-за большого объема и малой плотности размещаемых отходов; без предварительного уплотнения средняя плотность ТБО составляет 200-220 кг/м3, которая достигает всего лишь 450-500 кг/м3 после уплотнения с использованием тяжелой техники (бульдозеров, мусоровозов и др.);
· отсутствие площадей, пригодных для размещения полигонов на удобном расстоянии от крупных городов. Расширение городов вытесняет полигоны на все более дальние расстояния (средние по Украине расстояние вывозы ТБО составляет 20-25 км, а в крупных городах до 45 км).
2. Сжигание на мусоросжигательных заводах (МСЗ). На практике показано, что этому способу присущи следующие крупные недостатки, так как он:
· является источником опасных выбросов мелкодисперсной пыли и газов в атмосферу;
· отличается высокой технологической сложностью процесса, необходимостью установки из-за повышенных санитарных требований многоступенчатого сложного по исполнению санитарного очистного оборудования;
· требует предварительной обработки ТБО, то есть сортировки (удаление крупных объектов, металлов, дополнительного измельчения, сортировки, извлечение батареек, аккумуляторов, пластика, металлов для уменьшения опасности сжигания);
· приводит к уничтожению ценных утильных органических и других компонентов ТБО;
· характеризуется очень высокими капиталовложениями и эксплуатационными расходами (себестоимость сжигания в два раза выше чем складирование на полигонах).
3. Аэробное биотермическое компостирование. Такой подход является на первый взгляд менее экологически опасным. Однако он имеет несколько недостатков в экологическом плане:
· компост из ТБО фактически мало пригоден для использования в сельском хозяйстве (на западе такой "компост" применяют только для покрытия свалок или депонируют, а это новые проблемы);
· в процессе биокомпостирования имеет место выделение вредных газов (аммиак, оксиды углерода, углеводороды и др;
· при биокомпостировании остается до 30% некомпостируемых материалов, которые необходимо либо складировать, либо сжигать (либо подвергать пиролизу).
Выбор метода обращения с ТБО зависит от ряда условий:
· состава и свойств ТБО;
· климата;
· потребности в удобрении;
· экологических и экономических факторов.
Все рассмотренные выше методы обращения с ТБО имеют крупные экологические недостатки. Поэтому ни один из этих методов не является однозначно приемлемым для решения проблемы обезвреживания ТБО. Образовался замкнутый круг "мусорного кризиса". Этот круг нельзя разорвать путем простого ужесточения экологических законов, стандартов или внедрением "активных" технологий обращения с ТБО. Решение замкнутого круга проблемы должно быть комплексным. Под комплексным подходом следует понимать совместное рассмотрение экологических, социальных, экономических и технологических задач, связанных с обращением с ТБО.
Осознание сложности процесса обращения с ТБО привело к разработке в промышленно развитых странах на основании изложенных стратегических принципов концепции Комплексного управления отходами (КУО). Основу КУО составляет положение - бытовые отходы состоят из различных компонентов, которые не должны в идеале смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономически и экологически приемлемыми способами.
Основные принципы КУО:
1. ТБО состоят из различных компонентов, к которым должны применяться различные подходы;
2. проблема обращения с ТБО не решается выбором одной, пусть даже самой современной технологии, только комбинация нескольких взаимодополняющих технологий, программ и мероприятий с учетом организационно-управленческих, социальных и экономических аспектов (регуляторов) может способствовать ее решению. В общем виде иерархическая структура КУО имеет несколько уровней:
· сокращение отходов;
· сортировка;
· переработка;
· ликвидация.
Иерархия "подразумевает", что в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по первичному сокращению отходов, затем по вторичному сокращению сортировкой, вторичному использованию и переработке оставшейся части отходов и в самую последнюю очередь - мероприятия по ликвидации или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье.
3. Комплексный подход к проблеме обращения с ТБО должен базироваться на стратегическом долговременном планировании. Это обеспечивает гибкость, необходимую для адаптации программ в случае возможных в будущем изменений в объеме и составе отходов, а также появлении новых технологий.
4. Концепция КУО не может приниматься единообразно для всех случаев, потому что в каждой местности свои исходные условия. Это означает, что в каждой области, районе, конкретном населенном пункте должна приниматься собственная муниципальная система решения проблемы обращения с ТБО. Ее следует выстраивать с учетом местных специфических условий и ресурсов, соблюдая при этом два важных принципа:
· стратегия и цели обращения с ТБО "на местах" должны базироваться на общей иерархии КУО;
· план мероприятий должен основываться на предварительном изучении потока отходов, оценки имеющихся вариантов и включать осуществление небольших "экспериментальных" проектов, позволяющих собрать информацию и приобрести опыт, т.е. местный опыт должен постепенно приобретаться посредством разработки и осуществления небольших программ.
5. Участие городских властей, а также всех групп населения (то есть тех, кто, собственно, "производит мусор") - необходимый элемент любой программы по решению проблемы ТБО.
Таким образом, проблема муниципальных отходов может быть эффективно решена только при активном участии местных властей и местного населения. Поскольку решение не сводится к выбору и приобретению "адекватной" технологии, а требует комплексного вмешательства во все (социальные и экономические) аспекты проблемы, то участие властей не должно сводиться лишь к принятию "руководящих решений". Планы КУО должны выполняться не одноразово, а непрерывно.
Следуя концепции КУО, в Донецкой области разрабатываются и набирают силу проекты, имеющие не только чисто техническое значение, но и общественное звучание, т.е. способствующие изменению менталитета населения.
Одним из таких проектов является украинско-британский экологический проект "Повышение общественного сознания в г. Донецке" - "Роза ветров". С помощью проектов подобного типа реализуется право граждан влиять на управленческие решения властей. Цель проекта - улучшить состояние окружающей среды в Донецке на основе концепции устойчивого экологически безопасно развития.
В Донецкой области претворяется в жизнь проект "Совершенствование системы управления ТБО в Донецкой области Украины", финансируемый программой ТАСИС Европейского союза. Этот проект поддержали Облгосадминистрация, Госуправление экологии и природных ресурсов в Донецкой области, областное управление жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Облгосадминистрации.
Руководитель проекта - Бенуа Плэж. Целью проекта является содействие улучшению качества жизни населения и состояния ОПС в Донецкой области Украины путем оптимизации системы управления ТБО за счет применения принципов и практики Европейского Союза и внедрения данной системы по всей стране.

Главная страница
Сведения об авторах



© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 23.04.07