Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К СХЕМАМ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА БЫТОВЫХ ОТХОДОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ)

Бабанин И. В. "Гринпис России" (г. Санкт-Петербург, Россия)

Переработка ТБО в товарную продукцию - наиболее привлекательный вид обращения с ТБО, т. к. его экологический эффект заключается как в снижении заполняемости полигонов, так и в снижении потребностей в первичных природных ресурсах.
В настоящее время мощности по переработке отдельных компонентов ТБО существуют во многих городах стран бывшего СССР. Все чаще возникает проблема снабжения существующих производственных мощностей сырьем.
70 - 80% морфологического состава ТБО представляют собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35 - 45%) или компостирования (25 - 35%). Однако сортировка предварительно смешанных и перевезенных в едином мусоровозе ТБО позволяет извлечь из их состава не более 11 - 15% вторичных ресурсов. При этом оказывается невозможным использовать биоразлагаемые (органические) отходы.
Следовательно, организация раздельного сбора ТБО непосредственно в местах их образования является неизбежным условием для их глубокой переработки. Важнейшим элементом в успешной реализации масштабных схем раздельного сбора ТБО является вовлечение и участие населения.
Эксперимент по раздельному сбору ТБО, проводящийся Гринпис и Автопарком № 1 "Спецтранс" в г. Санкт-Петербурге, позволил сформулировать следующие выводы и рекомендации.
Выводы:
1. Результаты эксперимента показали, что 15 - 25% населения уже в настоящий момент готовы к сортировке ТБО. Такая доля достаточна для начала внедрения раздельного сбора. Полный же потенциал участия населения в раздельном сборе оценивается в 60 - 70% (данные для Санкт-Петербурга).
2. Главной целью предварительной сортировки ТБО населением является выделение основных фракций ТБО: а) вторсырья для промышленной переработки (35 - 45%); б) биоразлагаемых отходов (30 - 35%).
Раздельный сбор ТБО не исключает последующей промышленной сортировки вторсырья по видам, категориям, сортам и компостирования органических отходов, но позволяет сохранить значительную долю вторсырья, повысить экономическую эффективность раздельного сбора и улучшить санитарные условия работающих.
3. С точки зрения организации, процессы сбора "вторсырья для промышленности" и "биоразлагаемых отходов для компостирования" сильно различаются, и их целесообразно разделять на два независимых проекта.
4. Раздельный сбор ТБО на первом этапе может не быть прибыльным для коммерческого предприятия, его осуществляющего, т. к. предполагает дополнительные статьи расходов: рейсы мусоровозов, закупку спецконтейнеров, сортировку и т. д. Муниципальные власти, так или иначе несущие расходы по обращению с ТБО, должны обеспечить бюджетное финансирование раздельного сбора, как минимум, на первом этапе его становления. Экономический эффект для муниципальных образований заключается в том, что финансирование раздельного сбора ниже такового для смешанных ТБО. Кроме того, снижается скорость заполнения полигонов.
5. Уже на самом первом этапе раздельному сбору может подвергаться 6 - 10% от общего объема образования ТБО в населенном пункте (это соответствует уровню участия равному 15 - 25% населения).
Рекомендации по организации схем раздельного сбора ТБО:
1. Раздельный сбор ТБО следует начинать с программ раздельного сбора вторсырья для промышленности. Сбор биоразлагаемых отходов следует отнести на второй этап - когда идея раздельного сбора покажется привлекательной для значительной части населения (более 50%)
2. На первом этапе представляется целесообразным устанавливать два контейнера для раздельного сбора в дополнение к контейннеру для обычных ТБО: синий - для макулатуры, желтый - единый для пластмассы, стекла и металла. В случае принятия схемы, описанной выше, Гринпис готов предоставить образцы агитационных материалов для ведения информационных кампаний среди населения.
3. Контейнеры для раздельного сбора ТБО должны быть закрытыми и оборудованы "приемными щелями". Это предотвратит складирование в них обычных отходов. Пример специализированного контейнера, производящегося в г. Санкт-Петербурге, приводится на рисунке.

Рис. Контейнер для раздельного сбора ТБО

4. Планирование схем раздельного сбора следует начинать "с хвоста": а) прежде всего определиться с возможностью приема каждого вида вторичных ресурсов (макулатуры, стеклобоя, металлов, пластмасс по видам) на переработку; б) организовать место сортировки и предпродажной подготовки вторичного сырья - конвейерного мусоросортировочного комплекса (МСК) с прессами для пакетирования вторичных ресурсов. До начала раздельного сбора МСК можно временно загрузить сортировкой обычных смешанных ТБО.
5. Вывоз раздельно собранных ТБО целесообразно оплачивать по тому же (или несколько меньшему) тарифу, что и вывоз обычных ТБО.
6. Огромную угрозу реализации проекта раздельного сбора ТБО несет единожды совершенный по ошибке или из-за недостатка информации или мотивации вывоз раздельно собранных ТБО в одном мусоровозе.

SUBSTANTIATION OF NECESSITY AND THE REQUIREMENTS TO SCHEMES OF SEPARATE COLLECTION OF MUNICIPAL WASTE (BY RESULTS OF EXPERIMENT IN SAINT PETERSBURG)

Babanin I. V., "Greenpeace Russia", Saint Petersburg, Russia

The organization of separate household wastes collection is an inevitable requirement for its deep processing.
A pilot project on the separate collection of wastes has been fulfilled by Greenpeace Russia and waste-transporting company Autopark N1 "Spetstrans" in Saint Petersburg. According to the outcomes near 25% of city population agree to separate out their household wastes from every beginning of the project on voluntary basic. Above-mentioned number of participants seems to be enough for the successful start of realization of separate wastes collection schemes.
The worked out recommendations can be useful for cities in NIS which want to establish and successfully implement the separate wastes collection schemes.

Главная страница
Сведения об авторах


© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 23.04.07