Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТАНОВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ВТОРИЧНЫХ РЕСУРСОВ

Кодолова Т. А., Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук, (г. Петрозаводск, Россия)

Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства -деятельность органов государственной власти, связанная с разработкой целей, задач, основных направлений развития малого предпринимательства, системы его государственной поддержки, механизмов реализации государственной поддержки. Государственная политика выражает отношение государства к малому предпринимательству, определяет роль и место этого сектора экономики в общественном и социально-экономическом развитии страны. Ретрансляторами данной государственной политики на территориях являются органы местной региональной и муниципальной власти. От квалификации управляющих команд, умения отзываться на внутренние потребности территориального развития и внешние вызовы экономической конъюнктуры зависит формирование условий на местах для становления конкретных направлений и видов эффективной деятельности малого бизнеса.
Одним из таких направлений в Республике Карелия является экологическое предпринимательство в сфере обращения отходов производства и потребления. Материальных ресурсов (производственные и твердые бытовые отходы) для развития данного вида деятельности в Карелии как в республике с природно-ресурсной ориентацией в межрегиональном разделении труда предостаточно. Только 6% инертных крупнотоннажных отходов используются.
Все остальніе практически полностью оседает ежегодно на специализированных объектах размещения отходов (ОРО) предприятий, либо подлежат захоронению на свалках твердых бытовых отходов (ТБО), или попадает на несанкционированные свалки (около 5%). Объекты размещения отходов, существенно ухудшая экологическую обстановку, загрязняя поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и почву, занимают площадь до 1 тыс. га земель. В недрах ОРО скопилось свыше 900 млн т отходов, из которых значительная часть могла бы быть использована в качестве вторичных ресурсов. В республике не организована система сбора и переработки таких отходов, как аккумуляторы и электролиты от аккумуляторов, резиновые шины, а также "белой техники", электронного лома, старых автомобилей и других видов отходов. Схема сбора и материально-техническое оснащение в сфере обращения с отходами не соответствует реальным потребностям, что ведет к низкому рециклингу отходов (практически отсутствует для ТБО и незначительный (7 %) для промышленных отходов).
Количество образующихся и перерабатываемых отходов является своеобразным индикатором экономического развития территориального сообщества и его институциональной культуры управления. В условиях формирования рыночных отношений в России назрела необходимость использовать принципиально иной подход к решению вышеизложенных проблем, основывающийся не только на задачах охраны окружающей среды, но и на поиске механизма получения прибыли от переработки отходов. Для этого требуется создание специализированных производств и условий для их эффективной работы. На текущий момент в республике предприятия такого типа не смогут выступать самостоятельными хозяйствующими субъектами в силу экономической несостоятельности из-за несовершенной тарифной политики и существующей территориальной системы управления (примером может служить Суоярвская картонажная фабрика).
Процесс капитализации отходов подразумевает отношение к отходам как к ресурсам, которые при определенных регулируемых отношениях между их собственниками и территориальной администрацией выносятся на рынок товаров и услуг как востребованные потребителем. Данная интерпретация вызвана тем обстоятельством, что отходы являются специфическим ресурсом добавочной стоимости, т. к. образуются в процессе производства или потребления сырья, материалов или готовой продукции в связи с потерей потребительских свойств и поэтому требуют дополнительных финансовых затрат для превращения в конкурентоспособный и необходимый продукт для нужд покупателя или для утилизации. Кроме того, деятельность собственника отходов в сфере их обращения регламентируется превентивными нормами права природоохранного, налогового и административного государственного законодательства. Важным условием капитализации отходов также является создание законодательных норм, которые обеспечивали бы платежеспособный спрос на товары вторичной переработки.
Таким образом, речь идет не о банальных проблемах уничтожения мусора, а о дифференциации промышленных отходов, их вторичном использовании или уничтожении, о связанных с этим проблемах транспортировки, складирования, внедрения ресурсосберегаюших перерабатывающих технологий, о продаже утилизированных отходов, содержащих ценные элементы, предоставлении консалтинговых услуг в сфере обращения отходов, т. е. о самостоятельных видах предпринимательской деятельности, формирующихся в систему экологического бизнеса в регионе.
Из проведенного анализа обращения отходов в республике следует, что твердые бытовые и промышленные отходы Карелии являются мощным источником вторичных ресурсов. Поэтому одним из направлений деятельности региональных и муниципальных структур является создание организационно-экономических условий для развития малого предпринимательства в сфере обращения отходов.
Почему же развитие форм малого экологического предпринимательства является более предпочтительным в настоящий момент? Дело в том, что практическое решение проблемы промышленной переработки отходов связано с большими капиталовложениями, однако строительство объектов данного типа осуществить быстрыми темпами невозможно. Что же касается малого бизнеса, то он мобилен, более активно приспосабливается к новым условиям, быстро окупается, т. к. предприниматели выбирают для работы перспективные проекты. Значительно ниже начальные затраты, чему способствует развитие системы франчайзинговых договорных отношений. Действуя на принципах франчайзинга и выплачивая часть выручки, составляющую, как правило, 2 - 10% оборота, мелкий предприниматель приобретает финансовую и техническую помощь крупной компании. И, конечно же, поддержка административно-организационного ресурса территориального образования, выражающаяся в содействии развитию инфраструктуры бизнеса (в том числе экономической) для малого предпринимательства, с тем чтобы усилить его конкурентоспособность и предоставить возможность доступа к рынкам капиталов и новым технологиям.

ROLE OF SMALL-SCALE BUSINESS IN FORMING OF REGIONAL MARKET OF SECONDARY RAW MATERIALS

Kodolova T. A., Institute of Economics, Karelian Research Center of Russian Academy of Sciences, Petrozavodsk, Russia

The issues of forming of secondary resource market in the region and the influence of small-scale business are considered.

Главная страница
Сведения об авторах


© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 23.04.07