Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ

Ощепкова А. З., ФГУ УралНИИ "Экология" (г. Пермь, Россия)

Региональная система управления отходами представляет собой часть системы управления территорией. Ее деятельность направлена на обеспечение минимизации образования отходов, максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот и постоянного снижения негативного воздействия на окружающую среду при обращении с отходами. Управление отходами в регионе осуществляется через систему законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления.
К основным функциям управления на региональном уровне относятся организация, координация, планирование, стимулирование, финансирование, учет, контроль деятельности по обращению с отходами, а также информационное обеспечение в этой сфере.
Одной из проблем иерархической структуры управления является обеспечение координации действий органов участвующих в управленческом процессе. В качестве варианта решения этой проблемы можно рассматривать разработку и подписание двухсторонних и многосторонних соглашений о взаимодействии по следующим направлениям:
· разработка нормативных актов;
· создание единого информационного пространства в регионе;
· осуществление нормирования, лимитирования, лицензирования в сфере обращения с отходами;
· осуществление государственного, муниципального контроля;
· разработка региональных программ;
· разработка и проведение курсов по повышению квалификации и обучающих программ.
Возможны следующие формы взаимодействия:
· включение специалистов природоохранных органов субъекта РФ в лицензионные комиссии по выдаче лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами;
· включение в научно-технические, консультативные и экспертные советы при исполнительной власти субъекта РФ специалистов территориальных подразделений территориальных подразделений. федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
· включение органов местного самоуправления в процедуры согласования лимитов размещения отходов;
· совместное ведение единой региональной базы данных в сфере обращения с отходами;
· проведение процедуры согласования нормативных актов, разрабатываемых субъектами РФ с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти;
· проведение совместных проверок;
· привлечение к участию в разработке региональных программ специалистов территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Взаимодействие органов управления различных уровней и субъектов хозяйственной деятельности или их объединений может также быть организовано на согласительных или договорных началах. Предметом соглашения или договора могут являться вопросы касающиеся:
· создания региональных и муниципальных подсистем управления отдельными видами или группами отходов, включая обеспечение благоприятных экономических условий и создание структур, осуществляющих координацию деятельности собственников, сборщиков, транспортировщиков, региональных переработчиков отходов, а также налаживание межмуниципальных и межсубъектных связей в этой сфере;
· информационно-аналитического обеспечения органов управления по вопросам сбора и обработки информации о состоянии обращения с отходами, выделения приоритетов, разработки предложений по решению проблем, предоставления информации о наилучших существующих технологиях.
В качестве показателей, позволяющих оценивать эффективность региональной системы управления отходами. можно рассматривать следующие:
· количество учтенных организаций, образующих отходы;
· количество учтенных организаций, осуществляющих прием и использование отходов;
· номенклатура муниципальных и промышленных отходов, размещаемых на региональных полигонах;
· количество учтенных муниципальных отходов, направляемых на захоронение;
· количество учтенных промышленных отходов, направляемых на захоронение по видам отходов;
· количество отходов, направляемых на длительное хранение по видам;
· количество объектов размещения отходов, соответствующих экологическим нормам;
· номенклатура муниципальных отходов, подлежащих переработке;
· Количество учтенных муниципальных отходов, направляемых на использование;
· количество переработанных отходов в специализированных организациях и на промышленных предприятиях;
· количество несанкционированных свалок;
· количество пунктов сбора вторичного сырья;
· количество пунктов сортировки муниципальных отходов;.
· средства, поступающие в региональные бюджеты за счет размещения отходов;
· средства муниципального бюджета, выделяемые на размещение отходов населения;
· средства регионального бюджета, выделяемые на развитие экологической инфраструктуры в сфере обращения с отходами.

INCREASE OF EFFICIENCY OF REGIONAL WASTE MANAGEMENT SYSTEMS

Oshchepkova A. Z., State Federal Ural Science and Research Institute "Ecology", Perm, Russia

One of the problems of the regional waste management is lack of coordination between the government bodies at federal and local levels.
The suggestions for contest of double-sided and many-sided agreements between the federal and local government bodies are formulated as well as the other forms of cooperation are offered. The spheres of cooperation between the government bodies and subjects of economic activities and their associations are emphasized. The showings for estimation of efficiency of the waste management system on the regional level are presented.

Главная страница
Сведения об авторах


© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 23.04.07