Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

Доклад (полный текст)

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ ПО ПРОБЛЕМЕ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

Сапожникова Г. П., Окский экологический фонд (г. Пущино, Московской обл., Россия)

Сейчас много говорят и пишут о концепциях устойчивого развития среды, о возможностях жить в согласии и любви с природой. Что это значит? От кого зависит?
Надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья человека является экологическое образование и формирование экологической культуры всего населения.
Формирование экологической культуры обычно связывают с экологическим образованием, результатом которого оказывается определенная осведомленность обучающихся в области экологических проблем. Таким образованием охвачено примерно 30% населения России, в основном детского.
Кто должен реализовывать эти концепции?
Старшее поколение, выросшее на принципах социалистической технократии: "Скорее. Скорее. Любой ценой выпустить самый мощный трактор, комбайн, экскаватор, чтобы накопать как можно больше руды, выплавить, как можно больше стали, чтобы выпустить еще более мощный экскаватор …"?
Люди, выросшие на таких принципах, сейчас занимают руководящие посты в промышленности, пишут нам законы и рассуждают об устойчивом развитии.
Новое поколение вот уже 15 лет вроде как охвачено непрерывным экологическим образованием и теоретически как бы многое слышало в школе, детсаду.
Однако, по данным анкетных опросов, 80% школьников не готовы проявлять личную активность в практических делах по охране здоровья среды.
Мало тех, кто практически прочувствовал необходимость заботы о своей земле, природе, как это делал маленький принц Антуана Сент-Экзепюри.
Экологическое сознание и поведение людей, активное участие широких слоев населения в поддержке идей устойчивого развития - важнейшие аспекты формирования экологической культуры.
Необходима концентрация усилий специалистов для формирования экологической культуры населения по конкретным узким направлениям.
Такой подход предполагает активное включение различных групп населения через разнообразные виды деятельности для решения местных экологических проблем, например, по обращению с отходами.
В своей последней статье "Наша Природа - национальная святыня " С-Петербургские ведомости 2.10.99) Д.С. Лихачев писал:
"Проблема, о которой идет речь, - укор всем нам. И тем, кто, погостив на природе - не забирает с собой остатки, и тем, кто производит изобилие коробок, банок, бутылок ..., - не приложив ума и средств для их утилизации, и воспитателям детей и молодежи....и духовным пастырям, кто несет слово Божье человеку, в котором непременным атрибутом было охранение окружающего нас мира."
Проблема бытовых отходов - это проблема всего человечества. Но в отличие от других видов отходов, снижение количества бытовых отходов зависит от каждого из нас.
Во многих странах мира, где налажен раздельный сбор бытовых отходов, работают программы по вовлечению населения в раздельный сбор бытовых отходов.
На 3-й международной выставке по проблемам отходов - "ВейстТэк-2003", где принимало участие более 200 фирм и организаций, с опытом подобной работы знакомила посетителей некоммерческая организация "Дуальная система" Германии, где более 30 лет назад, в начале семидесятых прошлого века в детских садах и во всех образовательных учреждениях была введена программа "Отходы". Подобные программы работают и в других странах.
В России эта работа практически не ведется, хотя многие города в настоящее время предпринимают попытки организации сбора полезных фракций ТБО. Однако эта организация предусматривает, как правило, лишь расстановку контейнеров для фракций и надежд на сознательность населения.
Именно поэтому при организации работ по раздельному сбору бытовых отходов населением наряду с решением технологических проблем важно проводить информационно- просветительскую работу с населением по раздельному сбору бытовых отходов. И начинать ее надо с детей.
Д.С. Лихачев писал: "Крайне необходимо очищение физическое от грязи, неряшества, неухоженности и хлама, иначе вырастим, уже растим поколение, для которого хамское отношение к природе становится нормой".
Все дети, на наш взгляд, рождаются маленькими принцами. В них очень развито чувство "убери свою планету". Потом мы, взрослые, постоянным: "Не тронь!", "Я сама уберу!", "Это грязь!!"- убиваем в них "принцев".
Отобрали у принцев планету и вот результат: они, как и все взрослые, перестают видеть беспорядок в своей квартире, не замечают или стараются не замечать грязи, вони в лифте, в подъезде, не задумываясь, бросают банки из-под кока-колы, жвачку, фантики.
Те, кто сохранил в своей душе образ маленького принца, по всей стране вдохновляют взрослых на решение проблемы бытовых отходов, в чем мы не раз убеждались, анализируя работы, присылаемые на конкурс школьных проектов "Человек на Земле".
Таким образом, воспитание граждан, заботливо и по-хозяйски относящихся к окружающему миру, это одна из важнейших проблем нашего общества. Без социального партнерства всех слоев общества с этим не справится.
С этой целью общественность города в 1997 г. объединила свои усилия на базе Городской экологической комиссии при Совете депутатов города. Совместно с ней экологические мероприятия проводят Главный специалист - эколог Администрации города, Отдел народного образования города, общественный Окский экологический фонд и Отдел экологической безопасности ИФПБ РАН и др. Работа находит понимание и поддержку у Главы города (прежнего председателя экологической комиссии Совета депутатов). Комиссия разрабатывает планы природоохранных работ в городе и внеклассного экологического образования школьников. Планы утверждаются на Совете депутатов. На реализацию некоторых пунктов расходуются отчисления организаций за загрязнение окружающей среды.
Составной частью нашей работы является привлечение школьников к активной природоохранной деятельности.В своей работе мы опираемся не только на тех детей, кто через 5-10 лет вольется в работающую и думающую часть нашего общества и которым придется работать не только за себя, но и за всех тех, кто по состоянию здоровья или другим социальным проблемам, не смогут вернуть обществу свой полноценный труд. Через различные формы работы мы вовлечь в процесс формирования любви к малой родине всех детей.
· Привлечение школьников к практическим делам в решении экологических проблем города больше всего проявляется в реализации идеи раздельного сбора и переработки твердых бытовых отходов.
· Эта общая для всех городов России проблема особенно важна в Пущино, поскольку полигон твердых бытовых отходов практически заполнен, а для организации нового полигона средства отсутствуют.
Что сделала общественность при социальном партнерстве с Администрацией и УЖКХ города
для решения проблемы бытовых отходов в городе?
1. Прежде всего, запретила строительство завода по сжиганию промышленных отходов из Австрии, как решение проблемы отходов в нашем городе.
В качестве решения мусорной проблемы в 1996 года Администрация города начала прорабатывать вопрос о строительстве электростанции, работающей на брикетах, состоящих на 78% из промышленных отходах из Австрии с добавками нефтяных отходов. Изготовлением таких брикетов и их транспортировкой была избрана Турция , не подписавшая Базельскую конвенцию о трансграничных перевозках и используемую рядом фирм -"Мусорным брокерам", таким как австрийская фирма Forderanlagen und Maschinenbau AG Wien - (FMW ) для перемещения Европейских отходов в третьи страны. FMW собиралось осчастливить жителей Пущино бесплатной энергией, получаемой от сжигания 100 тыс. тонн мусора в год и 101 новым рабочим местом, а также в дальнейшем попытаться сжигать в той электростанции и свой родной мусор города (что весьма сомнительно!). При этом реализация проекта разбивалась на два этапа. В ходе первого предусматривалось складирование поступающих в адрес клиента отходов в течение трех или более лет (сразу после подписания контакта и уже была выделена площадка в Серпухове). Объем такой промежуточной площадки -300 тыс. тонн. Затем должен был начаться второй этап- строительство самой электростанции.
2. Общественность города провела независимую экспертизу проекта и через митинги и обсуждения на научных семинарах сумела отбиться от этого проекта и в 1996 г. вышла с инициативой перехода на раздельный сбор ценных компонентов ТБО с целью их использования в качестве вторсырья и самое главное сокращения объема ТБО, поступающего на местный полигон "Жерновка" с целью продления срока его жизни.
Учитывая тяжелое финансовое положение в городе и положение со свалкой, инициатива общественности и администрации города была поддержана администрацией области. В 1997 году в городе работал инженерный консалтинг "Геополис", выступающий в качестве подрядчика по заказу АООТ "Инженерная экология", над проектом "Санитарной очистки города". Проект был завершен в конце февраля 1998 г. Администрация города заслушала концепцию подрядчика.
Проект схемы санитарной очистки г. Пущино, выполненный ЗАО "Геополис" в рамках вышеуказанной программы, обосновывает сценарий управления ТБО, предполагающий организацию раздельного сбора отходов населением (пищевые отходы, бумага).
Реализация такого сценария позволяет резко сократить количество отходов, подлежащих захоронению, снизить экологическую нагрузку на существующий полигон, обеспечить вторичное использование ценных компонентов ТБО.
Предлагаемая схема обращения с ТБО была одобрена на расширенном заседании экологического комитета с участием представителей администрации, депутатов и общественности города Пущино.
К сожалению, в связи с нехваткой финансовых средств, дальнейшего продолжения эти работы долго не получали.
3. Но в городе продолжалась активная работа с населением по проблеме обращения с отходами - организуются тематические выставки, публикации в местной прессе, конкурсы экологической направленности среди подрастающего поколения. Общественность города обсуждала эти проблемы и на выставках "Экология Подмосковья" в 1998 и 1999гг, так как проблемы ТБО в Московском регионе становятся все более актуальными.
В 1998 - 2004гг Экологическая комиссия Совета депутатов:
1. организовали выставку в 1998г "Экология и потребитель", - учащиеся из экологического лицея работали экскурсоводами на выставке
2. издали в 1999г материалы выставки и другие материалы по проблемам ТБО в газете "Суть да дело".
3. вместе с УЖКХ в 1999 г изучили фракционный состав бытовых отходов в городе и его количество на жителя в год.
Пущино составляет 0.56 куб.м/год (с учетом погрешности 0.6-0.7 куб.м/год), что меньше используемого в расчетах значения, равного 1.0 куб.м/год (Справочник. Санитарная уборка и очистка населенных мест. М., 1990).
Полученные данные показывают, что до 80 % от всего мусора составляют полезные компоненты, пригодные для вторичной переработки.

Таблица 1

Средний процентный состав ТБО

Значение Бумага Стекло Пластик Органика Металл Тряпье Прочее
Мин. % 3.4 0.8 2.3 40.0 0.4 0.7 1.9
Макс. % 28.6 24.4 30 87.5 10.6 14.1 20.1
Средний % 9.29 8.61 9.23 60.55 2.46 2.58 7.28
В пересчете на кг/мес от всех домов 17201.2 15942.1 17090.1 112113.2 4554.89 4777.1 13479.5

925.8 м3/мес в пересчете на кг (из расчета плотности p=200 кг/м3) =185 158 кг/мес
Состав отходов г. Пущино (по данным "Геополис"): бумага - 30%; органика - 38 %;
дерево - 2%; металл - 3%; стекло - 2%; прочие - 25%.

Таблица 2

Итого От населения, м3

Н

От арендаторов, м3

 А

Всего

Н+А

Всего кг (из расчета плотности 200кг/м3)
за I кв. 2424.0 757.0 3181.0 636 200
за  II кв. 2556.0 1450.0 4006.0 801 200
за III кв. 3125.0 1053.0 4178.0 835 600
за IV кв. 3004.5 847.0 3851.5 770 300
Всего за 1999 г. 11109.5 4107.0 15216.5 3 043 300

11 109.5 м3/год : 20 000 человек == 0.56 м3 /год на человека
0.56 м3/год х 200 кг/ м3 = 112 кг/год на человека
4. В микрорайоне АБ г.Пущино в рамках проекта РОЛЛ (США) "Бытовые отходы - источник вторсырья" в 2001-2003гг ( в течение год) проводился эксперимент по раздельному сбору бытовых отходов.
В его проведении активно участвовали ребята из школы №3. Они учили жителей правильно сортировать отходы. Раздавали информационные материалы, проводили в начале и в конце эксперимента анкетирование жителей микрорайона, следили за правильным заполнением контейнеров, расклеивали листовки и т.д.
Следует отметить, что эксперимент прошел удачно, жители активно участвовали в сборе вторсырьяя, особенно когда убедились в регулярном (через день) вывозе вторсырья В любую погоду с 8утра и до 10-11 шофер и помощник вытряхивали содержимое картонных контейнеров на 120 л ( производство "Союзупак") и в случае необходимости (размокали от дождя и снега) заменяло их на новые. Были, но единичные случаие вандализма и кражи контейнеров. Все результаты эксперимента обобщены в книге, выпущенной на средства гранта "Раздельный сбор мусора: проблемы и решения" - Москва май 2003г и доложены на семинаре работников коммунального хозяйства Московской области, который проводился совестно с Администрацией города ( Пущино, 14 мая 2003г). На международной выставке " Вейст-Тэк -2003" ( Москва 3-6 мая 2003г на отдельном стенде рассказывалось об эксперименте и информационно
На основании анализа результатов эксперимента 12 февраля 2003г вышло Постановление Главы города Пущино о раздельном сборе бытовых отходов в городе. В рамках постановления при УЖКХ создано подразделение из 5 человек, работающее по принципу самоокупаемости. К работе привлекаются дворники и мусороприемщики
5. Начиная с 1999г во всех образовательных учреждениях (три школы и лицей) города ведется большая работа с детьми по разным направлениям:
- ребята вместе со взрослыми участвовали в митинге по открытию пункта сбора вторсырья
- дети, работая в летней экобригаде, помогли УЖКХ открыть мобильный пункт сбора вторсырья и организовать сбор картона от торговых точек для снижения объема ТБО, поступающего на свалку.
Как первый этап перехода к раздельному сбору компонентов ТБО населением, мобильный пункт успешно работал полтора года, регулярно по расписанию, два раза в месяц приезжал он в микрорайоны города и принимал бумагу, стекло, банки, бутылки, аккумуляторы, тряпье.
- школьники работали в экобригадах по благоустройству города
(1999 г-10 человек, 2000-2004 - по 25-30 человек).
- они участвуют в акциях по уборке парков и скверов города и его окрестностей
- для школьников города на базе городского экологического лектория, начиная с 1999г, работает факультативная программа "Отходы" с использованием опыта Канады.
- школы города с 2000г участвуют в "Операции -;Б" (сбор бумаги, батареек, алюминиевых банок и ПЭТ - бутылок
В таблице 3 показаны результаты участия школьников разных
образовательных учреждений города в сборе бумаги, батареек, бутылок и банок. Всего
с начала 2000 года собрано 52477 кг бумаги, 37396 батареек.
Известно, что на получение 1 т бумаги расходуется 17 взрослых деревьев.
Таким образом, ребята спасли: 52,477 т.х17 = 892 дерева. Это практически целый лес!
Известно, что одна средняя батарейка загрязняет 20 кубометров грунта.
Таким образом, они не дали загрязнить солями кадмия и ртути:
37396 х 20 кубометров = 747920 кубометров грунта.

Таблица 3

  Бумага, кг Батарейки, шт. ПЭТ-бутылки, шт. Алюминиевые банки, шт.
Школа №1 7036 4196 383 1615
Школа №2 7062 1615 264 1505
Школа №3 29426 20635 1481 4403
Лицей 8953 7950 1700 1429
ИТОГО 52477 37396 3728 8952

Итоги подводят на празднике "День Земли".
К празднику "День Земли лучшие сборщики вторсырья награждаются майками "Хранители Земли Пущинской". "Матушка Земля" им повязывают зеленые галстуки и вручает удостоверение, что они ее помощники. К празднику школьники участвуют в рейдах по парковой зоне, оврагам и окрестностям города, выпускают газету "Экология города глазами детей", которую потом вывешивают в Администрации города.
- все образовательные учреждения города с 1999г ежегодно участвуют в конкурсе экологических рисунков (в том числе номинация по отходам),
- участвуют с 2002г в ежегодной выставке "Вторая жизнь отходов",
- проводят практическим исследования отходов города и с 1999 г ежегодно докладывают о них на научно-практической конференции школьников Московского региона "Экополис - город будущего" (Пущино, ноябрь),
· "Мусор городу докука";
· "Калифорнийский червь - труженик плодородия почв";
· "Биогумус - это …";
"Роль населения в решении проблемы бытовых отходов" (по результатам анкетирования).
· "Опасные отходы в городе"
· "Кто нам "дарит" диоксины?"
- побеждают в областных и российских конкурсах:
- В 2000г дети дали стендовое сообщение на международном межвузовском семинаре "Экология 2000: Эстафета поколений",
- Проект "Сбор ценных компонентов твердых бытовых отходов в целях сохранения природных ресурсов страны" (А. Васильева, Д. Соболев, А. Фомин, М. Щербаков) получил третье место на конкурсе школьных проектов министерства природных ресурсов "Природным ресурсам страны надежную защиту" (2000 г.),
- проект "Вспомним о будущем" третье место на конкурсе "Созвездие" (2002)
- проект " Утомленные мусором" - диплом "Хранители земли" высшей седьмой ступени на конкурсе " Человек на Земле"(2003 г.)
- Ребята из школы №3 проводят:
капустники "Утомленные мусором",
ролевые выступления " Мусор, который мы производим" для младших классов и для дворников города,
они выступают пред сотрудниками институтов города и на лектории "Экология дома" в Центральной библиотеке города
Эти ребята на деле воплощают принцип "Думай глобально, но действуй локально".
Собирая вторсырье, они продлевают срок работы нашей городской свалки, способствуют сохранению природных ресурсов и энергии на их переработку, улучшают экологию своей малой родины и ее окрестностей, а также зарабатывают средства на поездки в театры и музеи.
Через ребят в процесс сбора вторсырья включаются взрослые (родители, бабушки и дедушки, соседи).
Они уходят в жизнь принцами и принцессами, которым очень дорог свой город, и которые многое сделали, чтобы он был чистым и красивым. В течение пяти лет они доказывали городу, что идея раздельного сбора бытовых отходов вполне реализуема.
Наш опыт говорит - что организация мобильных пунктов приема вторсырья и организация сбора картона от торговых точек вполне по силам любому небольшому населенному пункту - дело за энтузиастами, которые с помощью школьников сумеют расшевелить свои власти.
Сбор макулатуры и батареек можно проводить не только через школы, но и через другие учебные заведения. Это не только будет работать на сохранение природных ресурсов страны, но и воспитает в подростках причастность к решению важных экологических и экономических проблем страны, разовьет в них культуру быта - бережливость и аккуратность
6. Экологическая комиссия Совета депутатов добилась выделения в 2005 г средств на установку контейнеров для раздельного сбора бытовых отходов
За образец взяты контейнеры белорусской столицы со съемными мешками для сбора полезных фракций
7. Ведутся работы по реконструкции пункта первичной обработки вторсырья на средства областного бюджета
В рамках программы "Экология Подмосковья"
8. Эта работа включает многочисленные статьи в СМИ и передачи по местному телевидению о решении этой проблемы в других странах и обо всех этапах работы в городе, в том числе все этапы соревнований школ в операции 4б, результаты сбора вторсырья двориками, о праздновании Дня Земли, выставках и т.д.
Весь опыт нашей работы изложен в книге " Раздельный сбор мусора: проблемы и решения" и методических рекомендациях для учителей "Мусор - на части и нет напасти" и учебнике по рециклингу для факультативных занятий в школах Центрального округа Москвы.

Главная страница
Сведения об авторах


© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 23.04.07