Главная
страница
Сведения об авторах
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ
Воробьев А. Е., Чекушина
Е. В., Российский университет дружбы
народов (г. Москва, Россия)
Чекушина Т. В., Институт проблем
комплексного освоения недр
Российской академии наук (г. Москва,
Россия )
Проблема управления
твердыми бытовыми отходами с
учетом плотности проживающего
населения, промышленного и
сельскохозяйственного потенциала
в настоящее время безусловно
является основной экологической
проблемой.
Основными проблемами в области
обращения с твердыми бытовыми
отходами на сегодняшний день
являются:
· создание экологических
механизмов, препятствующих
организации несанкционированных
свалок и бесконтрольности вывоза
ТБО;
· сбор и утилизация
аккумуляторного лома,
некондиционной ртути и ртутных
отходов, кордовой резины, а также
сбор и утилизация основных
компонентов ТБО (бумаги,
пластмассовой упаковки,
металлических емкостей и дерева).
В сфере обращения с твердыми
отходами влияние новых
политических и идеологических
установок вызвало в последнее
десятилетие радикальные изменения.
К их числу относятся следующие
программы:
· снижения объемов образования ТБО;
· внедрения вторичного
использования фракций отходов,
обладающих полезными
потребительскими свойствами;
· использования соответствующих
фракций ТБО в качестве сырья для
производственных процессов;
· утилизации энергетического
потенциала отходов;
· захоронения остатков ТБО, не
обладающих никакими полезными
свойствами на экологически
нейтральных полигонах.
Принципиальное обращение с ТБО
должно воплощать принцип
устойчивого развития, что
обеспечивается включением
следующих операций: редукции;
вторичного использования;
переработки; извлечения энергии;
перевода образующихся остатков в
наиболее благоприятную для
биосферу форму; захоронения
токсичных остатков.
В Московском регионе на основании
указанных принципов были созданы
такие объекты, как полигоны
Каргашино и Дашковка (позволяющие
обеспечить добычу и утилизацию
свалочного газа), а также пос.
Щербинка (с высокой степенью
рекультивации) и г. Домодево.
При обращении с ТБО необходимо
учитывать следующие
обстоятельства:
· производственные и твердые
бытовые отходы должны
рассматриваться как потенциальные
вторичные материальные ресурсы,
максимально полно
перерабатываться и использоваться
с учетом технической возможности,
экономической целесообразности и
экологической безопасности на
приемлемом уровне;
· направление использования и
глубина переработки
производственных и твердых бытовых
отходов определяются интересами
территории их размещения;
· в зависимости от объемов и
экономической целесообразности
первичная подготовка или
переработка производственных
отходов с получением товарной
продукции производится на
предприятии, где эти отходы
образуются; в случае
нецелесообразности подготовки и
переработки отходов на самом
предприятии, эти отходы
доставляются на специальные
районные пункты приема, сортировки
и переработки;
· размещение специализированных
районных пунктов приема,
сортировки и переработки отходов
зависит от возможности и
целесообразности концентрации тех
или иных видов отходов,
экологического состояния среды и
ее способности воспринять
дополнительную нагрузку, наличия
земельных участков, пригодных для
сооружения этих объектов;
· переработка и захоронение
отходов производится при строгом
соблюдении установленных норм и
правил, а также обеспечения
допустимого уровня воздействия на
окружающую среду.
В настоящее время сложилась
нормативная система,
предусматривающая наличие учета и
контроля за видом деятельности
того или иного предприятия в
области обращения с отходами на
определенной территории. Так,
постановление Правительства
Московской области от 22.01.1996 г "О
региональной программе развития
централизованной переработки и
размещения промышленных
отходов" предусматривает
разработку единой для Московского
региона схемы размещения и
переработки отходов. В частности,
предполагается создание на базе
Люберецкого электромеханического
завода, Подольского завода цветных
металлов и Подольского
аккумуляторного завода
производства по утилизации
стартерных аккумуляторов,
производств по переработке
гальваношламов в пигменты в г.
Дзержинском и г. Электрогорске, по
переработке токсичных отходов
методом газификации в г.
Электростали, термохимического
уничтожения отходов на территории
АО Агрохим в г. Щелкове. Планируется
также модернизация и увеличение
мощности Чеховского
регенераторного завода, установок
по переработке отходов в городах
Жуковском, Щелкове и Серпухове,
создание заводов по переработке
отходов в Каширском и Егорьевском
районах. Организована переработка
ртути в г. Лыткарино, кордовой
резины в Ногинском районе, решаются
вопросы об организации сбора
аккумуляторного лома в Ногинском
районе, строительства
мусороперерабатывающих заводов в
Сергеево-Посадском и Воскресенском
районах, а также в г. Троицке.
Кроме этого, разработаны и
согласованы с Московским областным
комитетом по экологии и
природопользованию методики
изучения полигонов и свалок
бытовых или промышленных отходов,
методики организации и ведения
режимных экологических наблюдений
("Рекомендации по
инженерно-экологическому
обоснованию проектирования и
эксплуатации полигонов твердых
бытовых и промышленных отходов",
"Методические рекомендации по
расчету норм предельно допустимых
сбросов (ПДС) загрязняющих веществ,
поступающих в подземные воды и
поверхностные водотоки с полигонов
твердых бытовых и промышленных
отходов").
Разрешение на размещение отходов
является документом,
устанавливающим нормативные
объемы видов деятельности в
области обращения с отходами,
указанных в лицензии, а также
другие условия, обеспечивающие
охрану окружающей природной среды.
Подобное разрешение предоставляет
право предприятиям осуществлять
только лицензированный вид
деятельности в области обращения с
отходами, в пределах установленных
объемов и на территории, указанных
в разрешении, и только тому
предприятию, на чье имя оно выдано.
Для получения разрешения на
захоронение отходов необходимо
подготовить проект нормативов
образования и лимитов их
размещения.
На 01.01.1999 г в Московской области
лицензии имел 41 объект по
захоронению отходов, разрешения на
их размещение были на 30 объектах,
землеотводу - 49. Введение системы
разрешений позволило усилить
контроль за обращением с отходами в
Московской области и упорядочить
поступление отходов от предприятий
г. Москвы. Одновременно
разрешительная система, при
введении определенных условий,
могла бы стать стимулятором
развития именно перерабатывающего
комплекса и (в определенной мере)
сократить объем отходов,
подлежащих захоронению, продлить
срок деятельности полигонов,
создать дополнительные источники
сырья, а также создать новые
рабочие места.
При должном обосновании владельцем
или распорядителем
целесообразности использования
отходов они переводятся в
категорию вторичного сырья и
подлежат накоплению, хранению и
использованию. Захоронение таких
отходов не допускается.
Требования к таре и упаковке,
предназначенной для сбора и
временного хранения опасных
отходов, регламентируются
документом "Предельное
количество накопления токсичных
промышленных отходов на территории
предприятия (организации)",
разработанным совместно
Минздравом СССР, Минводхозом СССР и
Мингео СССР в 1985 г.
В соответствии с ним:
· вещества 1 класса опасности
должны храниться в
герметизированной таре
(контейнерах, бочках, баллонах и
пр.);
· вещества 2 класса опасности
должны храниться в закрытой таре
(закрытых ящиках, пластиковых
пакетах, мешках и пр.);
· вещества 3 класса опасности
должны храниться в бумажных мешках
и пакетах, в хлопчатобумажных
тканевых мешках и т. п.;
· вещества 4 класса опасности могут
храниться открыто - навалом,
насыпью и пр.
Отходы, использование которых
невозможно или нецелесообразно,
подлежат обезвреживанию и
ликвидации различными методами, в
том числе и захоронению. Однако при
принятии решения о захоронения
отходов требуется обоснование, что
эти отходы не могут быть
ликвидированы другими методами.
PRINCIPLES OF MUNICIPAL SOLID WASTE MANAGEMENT
Vorobyov A. E., Chekushina Е. V., Russian
University of Friendship of Peoples, Moscow, Russia
Chekushina T. V., Institute of Complex Exploitation of Mineral
Research of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
The basic problems of municipal solid waste management are considered.. The political and economic programs, that promote waste recycling, as well as legislation, concerning waste management, are described.
Главная
страница
Сведения об авторах
© Независимое
агентство экологической
информации
Последние изменения внесены 23.04.07