Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

Доклад (полный текст)

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ

Воробьев А. Е., Чекушина Е. В., Российский университет дружбы народов (г. Москва, Россия)
Чекушина Т. В., Институт проблем комплексного освоения недр Российской академии наук (г. Москва, Россия )

Проблема управления твердыми бытовыми отходами с учетом плотности проживающего населения, промышленного и сельскохозяйственного потенциала в настоящее время безусловно является основной экологической проблемой.
Основными проблемами в области обращения с твердыми бытовыми отходами на сегодняшний день являются:
· создание экологических механизмов, препятствующих организации несанкционированных свалок и бесконтрольностью вывоза ТБО;
· сбор и утилизация аккумуляторного лома, некондиционной ртути и ртутных отходов, кордовой резины, а также сбор и утилизация основных компонентов ТБО (бумаги, пластмассовой упаковки, металлических емкостей и дерева).
В сфере обращения с твердыми отходами влияние новых политических и идеологических установок вызвало в последнее десятилетие радикальные изменения. К их числу относятся следующие программы:
· снижения объемов образования ТБО;
· внедрения вторичного использования фракций отходов, обладающих полезными потребительскими свойствами;
· использования соответствующих фракций ТБО в качестве сырья для производственных процессов;
· утилизации энергетического потенциала отходов;
· захоронения остатков ТБО, не обладающих никакими полезными свойствами на экологически нейтральных полигонах.
Принципиальное обращение с ТБО должно воплощать принцип устойчивого развития, что обеспечивается включением следующих операций:
· редукции;
· вторичного использования;
· переработки;
· извлечения энергии;
· перевода образующихся остатков в наиболее благоприятную для биосферу форму;
· захоронения токсичных остатков.
В Московском регионе на основании указанных принципов были созданы такие объекты, как полигоны Каргашино и Дашковка (позволяющие обеспечить добычу и утилизацию свалочного газа), а также пос. Щербинка (с высокой степенью рекультивации) и г. Домодево.
При обращении с ТБО необходимо учитывать следующие обстоятельства:
· производственные и твердые бытовые отходы должны рассматриваться как потенциальные вторичные материальные ресурсы, максимально полно перерабатываться и использоваться с учетом технической возможности, экономической целесообразности и экологической безопасности на приемлемом уровне;
· направление использования и глубина переработки производственных и твердых бытовых отходов определяются интересами территории их размещения;
· в зависимости от объемов и экономической целесообразности первичная подготовка или переработка производственных отходов с получением товарной продукции производится на предприятии, где эти отходы образуются; в случае нецелесообразности подготовки и переработки отходов на самом предприятии, эти отходы доставляются на специальные районные пункты приема, сортировки и переработки;
· размещение специализированных районных пунктов приема, сортировки и переработки отходов зависит от возможности и целесообразности концентрации тех или иных видов отходов, экологического состояния среды и ее способности воспринять дополнительную нагрузку, наличии земельных участков, пригодных для сооружения этих объектов;
· переработка и захоронение отходов производится при строгом соблюдении установленных норм и правил, а также обеспечения допустимого уровня воздействия на окружающую среду.
В настоящее время сложилась нормативная система, предусматривающая наличие учета и контроля за видом деятельности того или иного предприятия в области обращения с отходами на определенной территории. Так, постановление Правительства Московской области от 22.01.96 г "О региональной программе развития централизованной переработки и размещения промышленных отходов" предусматривает разработку единой для Московского региона схемы размещения и переработки отходов. В частности, предполагается создание на базе Люберецкого электромеханического завода, Подольского завода цветных металлов и Подольского аккумуляторного завода производства по утилизации стартерных аккумуляторов, производств по переработке гальваношламов в пигменты в г.Дзержинском и г.Электрогорске, по переработке токсичных отходов методом газификации в г. Электростали, термохимического уничтожения отходов на территории АО Агрохим в г. Щелкове, модернизацию и увеличение мощности Чеховского регенераторного завода, установок по переработке отходов в городах Жуковском, Щелкове и Серпухове, включая создание заводов по переработке отходов в Каширском и Егорьевском районах. Организована переработка ртути в г. Лыткарино, кордовой резины в Ногинском районе, решаются вопросы об организации сбора аккумуляторного лома в Ногинском районе, строительства мусороперерабатывающих заводов в Сергеево-Посадском и Воскресенском районах, а также в г. Троицке.
Кроме этого, разработаны и согласованы с Московским областным комитетом по экологии и природопользованию методики изучения полигонов и свалок бытовых или промышленных отходов, методики организации и ведения режимных экологических наблюдений ("Рекомендации по инженерно-экологическому обоснованию проектирования и эксплуатации полигонов твердых бытовых и промышленных отходов", "Методические рекомендации по расчету норм предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ, поступающих в подземные воды и поверхностные водотоки с полигонов твердых бытовых и промышленных отходов").
Разрешение на размещение отходов является документом, устанавливающим нормативные объемы видов деятельности в области обращения с отходами, указанных в лицензии, а также другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды. Подобное разрешение представляет право предприятиям осуществлять только лицензированный вид деятельности в области обращения с отходами, в пределах установленных объемов и на территории, указанных в разрешении, и только тому предприятию, на чье имя оно выдано. Для получения разрешения на захоронение отходов необходимо подготовить проект нормативов образования и лимитов их размещения.
На 01.01.99 г в Московской области лицензии имел 41 объект по захоронению отходов, разрешения на их размещение были на 30 объектах, землеотводу - 49. Введение системы разрешений позволило усилить контроль за обращением с отходами в Московской области и упорядочить поступление отходов от предприятий г.Москвы. Одновременно разрешительная система, при введении определенных условий, могла бы стать стимулятором для развития именно перерабатывающего комплекса и (в определенной мере) сократить объем захороненных отходов, продлить срок деятельности полигонов, создать дополнительные источники сырья, а также образовать новые рабочие места.
При должном обосновании владельцем или распорядителем целесообразности использования отходов они переводятся в категорию вторичного сырья и подлежат накоплению, хранению и использованию. Захоронение таких отходов не допускается.
Требования к таре и упаковке, предназначенной для сбора и временного хранения опасных отходов, регламентируются документом "Предельное количество накопления токсичных промышленных отходов на территории предприятия (организации)", разработанным совместно Минздравом СССР, Минводхозом СССР и Мингео СССР в 1985 г.
В соответствии с ним:
· вещества 1 класса опасности должны храниться в герметизированной таре (контейнерах, бочках, баллонах и пр.);
· вещества 2 класса опасности должны храниться в закрытой таре (закрытых ящиках, пластиковых пакетах, мешках и пр.);
· вещества 3 класса опасности должны храниться в бумажных мешках и пакетах, в хлопчатобумажных тканевых мешках и т.п.;
· вещества 4 класса опасности могут храниться открыто - навалом, насыпью и пр.
Отходы, использование которых невозможно или нецелесообразно, подлежат обезвреживанию и ликвидации различными методами, в том числе и захоронению. Однако при принятии решения о захоронения отходов требуется обоснование, что эти отходы не могут быть ликвидированы другими методами.
Плата за услуги (тарифы) определяется в зависимости от видов отходов, технической возможности и экономической целесообразности их переработки, экологической обстановки и хозяйственных интересов территории. Если на уровне территории определена целесообразность переработки того или иного вида отходов, то тариф за услуги по переработке должен быть ниже, чем тариф на захоронение.
Как правило, тариф на захоронение отходов должен быть достаточно высок и включать, кроме эксплуатационных затрат, затраты на проведение мониторинга окружающей среды, на возмещение потерь, связанных с изменением целевого назначения земель, других потерь и ущербов, на рекультивацию отработанных территорий и др. Таким образом, формируется экономический механизм сдерживания простого захоронения отходов и накопления финансовых средств для возмещения нанесенного ущерба природной среде и восстановления нарушенных земель. Но пока в России все еще не предусматривается накопление средств на рециклинг (переработку) производимой продукции. Плату за рециклинг следует включать в отпускную цену производимой отечественной продукции, изымать, накапливать и использовать для переработки отходов.
Себестоимость переработки ТБО основными промышленными методами, включающими механическую сепарацию, компостирование, сжигание и захоронение, существенно различна. Так, стоимость сепарации и захоронения ТБО составляет первые десятки $ USA за тонну, компостирования - 50-70, мусоросжигания - 100-150$ USA (табл.).

Таблица

Схема переработки ТБО

Тариф за транспортировку и переработку ($/т)

Налог на удаление ($/чел.год)

100% санитарное захоронение

25

9,2

50% захоронение, 50% сепарация, компостирование и захоронение

31

11,5

100% механическая сепарация, компостирование и захоронение

48

17,7

100% механическая сепарация, компостирование, сжигание и захоронение

130

48,0

100% сепарация в источнике, компостирование и захоронение

126

46,6

100% более глубокая сепарация, компостирование, сжигание и захоронение

109

40,3

Традиционно финансирование полигонов проводилось по принципу минимизации затрат, в связи с чем развитие технологий, предполагающих увеличение платы за прием отходов, фактически не осуществлялось. Структура расчетного тарифа за прием ТБО имела следующий вид:

Т = Ес + НП, (1)

где Т - тариф, руб./м3; Ес - эксплуатационные расходы на захоронение 1 т ТБО, руб./м3; НП - нормативная прибыль, составляющая 15 % от величины Ес, руб./м3.
Регламентация размеров платежей за размещение отходов должна учитывать класс их опасности и составляет (в ценах 1992 г):
· для отходов 1 класса опасности - 14000 руб./т;
· для отходов 2 класса опасности - 6000 руб./т;
· для отходов 3 класса опасности - 4000 руб./т;
· для отходов 4 класса опасности - 2000 руб./т;
· для нетоксичных отходов добывающей промышленности - 2,5 руб./т; для нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности - 115 руб./м3.
Важной особенностью рыночной экономики является переориентирование нормативно-правовой базы на экологизацию хозяйственной деятельности. В результате эксплуатационный и инвестиционный циклы объекта тесно сопряжены, что отражается в структуре тарифа, призванного обеспечить финансовую устойчивость и жизнеспособность предприятия.
Структура тарифа за прием ТБО на полигоне в таких условиях имеет следующий вид:

Т = Ив + Ес + Ф1 + Ф2 + НП, (2)

где: Ив - средства на возврат первичных инвестиций в строительство предприятия, руб./т;
Ф1 - фонд развития производства, руб./т;
Ф2- фонд рекультивации полигона ТБО, руб./т.
Финансирование работ по санитарной очистке города от ТБО возложено в основном на население, для москвичей ставка оплаты услуг по вывозу и обезвреживанию ТБО установлена с 01.01.99 г. в размере 3,6 руб. в месяц. Сбор осуществляется примерно с 9 млн. чел. постоянно проживающих в городе, следовательно общий объем средств поступающих в бюджет г. Москвы равен 345,6 млн. руб./год. Ежегодно в муниципальном секторе города образуется около 1,9 млн. т ТБО, отсюда на обезвреживание 1 т отходов может быть израсходовано 180 руб.
Эта величина включает оплату транспортировки ТБО на полигон (составляющую примерно 90-100 руб.) и тариф на захоронение на полигоне (равный 70 руб.).
Из бюджета Москвы производится только частичное возмещение расходов по вывозу и обезвреживанию ТБО в объеме предоставленных части населения льгот, а также некоторое возмещение стоимости промышленной переработки.
Оплата населением услуг за сбор и вывоз ТБО производится в общем объеме коммунальных платежей и поступает на счета Дирекции единого заказчика районных управ. Средства бюджета поступают в Дирекции генерального заказчика районных управ, а от последних - в Дирекции единого заказчика районных управ.
Российский подход к вопросам обращения с ТБО близок к зарубежным, хотя имеет свои особенности в силу различия промышленного развития и социально-культурной революции развитых стран. Российская практика управления ТБО, сегодня соответствует Европейской ситуации 70-х годов ХХ века. Многолетний подход развитых стран к проблеме воспроизводства, как в вопросах природных ресурсов, так и в вопросах максимального использования вторичного сырья, размещения наиболее опасных производств на территориях "периферийных" стран с целью решения экологических проблем, существенно решает проблему сокращения как ТБО, так и ПО.
В силу сложившейся тяжелой обстановки с ТБО во всех регионах России и приблизительно одинаковым их качественным и количественным составом, необходим единый принцип управления ТБО.
Часть московских отходов обезвреживается индустриальными методами. Примерно 435 тыс.т/год поступает на станции прессования мусора (СПМ) и около 160 тыс.т - на мусоросжигательный завод (МСЗ). Тарифы за прием отходов на этих объектах существенно выше, чем на полигонах. Так, на СПМ он составляет около 150 руб./т, а на МСЗ - уже 200 руб./т. Таким образом, сборов от населения не достаточно для покрытия этих затрат, поэтому мэрия Москвы осуществляет доплату за индустриальную переработку ТБО из других источников в размере около 50-60 млн.руб./год.
Жители районов Московской области также как и москвичи оплачивают процесс санитарной очистки своих населенных пунктов. Однако размеры сборов в Московской области практически в 2 раза ниже. Каждый житель Московской области платит в среднем около 15 руб./год, но конкретная величина сбора на удаление ТБО в различных районах может существенно отличаться. Например, в Балашихинском районе - сбор достигает 3,44 руб./чел.месяц, в то время как в Раменском - он составляет лишь 0,32 руб./чел.месяц. Исходя из объема образования ТБО равного 1,34 млн.т/год можно оценить, что в среднем на полный цикл сбора и обезвреживания 1 т муниципальных отходов может расходоваться около 75 руб., что в 2 раза ниже московской величины. При этом средние тарифы на прием муниципальных ТБО полигонами составляют примерно 10 руб./т.
Общий объем затрат на захоронение московских ТБО на полигонах Московской области составляет 50-60 млн.руб./год, ТБО области - 13-20 млн.руб./год. Общий среднегодовой доход подмосковных полигонов захоронения ТБО составляет 22 млн.$ USA, из которых 60 % (или 13,2 млн. $ USA) составляют московские поступления.
Еще одним существенным источником отходов, мало отличающихся по своим характеристикам от ТБО является комплекс промышленных, торговых и других предприятий и организаций, расположенных на территории города. Объем отходов, образующихся в этом секторе, составляет около 1 млн. т. Оплату за их сбор, вывоз и обезвреживание предприятия и организации осуществляют самостоятельно, без поддержки городского бюджета. Финансово-организационные механизмы, действующие в данной сфере, четко не регламентированы, отчетность об образовании и обезвреживании ТБО практически недоступна, неизвестны и уровни цен за оказание таких услуг.
Наиболее важную роль в данном секторе выполняют более 80 частных транспортных предприятий, занятых перевозкой отходов в Москве. Владельцы отходов заключают с ними договора зачастую одновременно на вывоз и захоронение ТБО. Это дает возможность транспортным предприятиям определять объекты конечного обезвреживания отходов самостоятельно, что стимулирует их еще в большей степени, чем муниципальные организации искать объекты с пониженными тарифами за прием ТБО.

Главная страница
Сведения об авторах


© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 23.04.07