Главная
страница
Сведения об авторе
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ С МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УСПЕХИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Акимкин В. Г., Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии, Главный военный клинический госпиталь имени академика Н. Н. Бурденко, Москва, Россия
Проблему обращения с
отходами лечебно-профилактических
учреждений (ЛПУ) в Российской
Федерации пытаются решить на
протяжении вот уже 15 лет. Однако
только с момента выхода в свет
СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора,
хранения и удаления отходов
лечебно-профилактических
учреждений» положено официальное
начало законодательного отношения
к одной из опасных в
эпидемиологическом и
экологическом отношении групп
отходов — медицинских.
Следует подчеркнуть, что усилия
ученых и специалистов
практического здравоохранения по
реализации основных положений
данного документа для Российской
Федерации не прошли бесследно.
Наиболее заметные теоретические
знания и практические достижения,
свидетельствующие о развитии
данного направления, накоплены в
стране за последние 2—3 года.
Это прежде всего:
• дальнейшее развитие данного
направления в государственных
документах (СанПиН 2.1.3.1375-03
«Гигиенические требования к
размещению, устройству,
оборудованию и эксплуатации
больниц, родильных домов и других
лечебных стационаров», решения
коллегий Минздрава России, приказы
Главного государственного
санитарного врача Российской
Федерации, письма президента РАМН);
• организация производства и
выпуска полного спектра всего
необходимого отечественного
технологического оборудования,
расходного имущества и упаковочной
тары, отвечающих требованиям
международных стандартов и
прошедших необходимую в России
сертификацию;
• отлаженная система тестирования
и выдачи заключений об
экологической безопасности новых
технологий, используемых для
обезвреживания отходов ЛПУ (ГУ НИИ
экологии человека и гигиены
окружающей среды им. А. Н. Сысина
РАМН);
• разработка, промышленное
производство отечественных
установок по пиролитическому
обезвреживанию отходов ЛПУ и их
внедрение в практику работы
отдельных ЛПУ (децентрализованная
система обращения с отходами ЛПУ);
• определенный положительный опыт
централизованного обращения с
отходами ЛПУ в ряде крупных городов
России (Санкт-Петербург,
Екатеринбург, Иркутск, Пермь,
Калуга, Москва);
• отлаженная централизованная
система обучения ответственных
специалистов в ЛПУ правилам
безопасного обращения с отходами
(Федеральный учебно-методический
центр, ГУ НИИ экологии человека и
гигиены окружающей среды им. А. Н.
Сысина РАМН (г. Москва), Медицинская
академия последипломного
образования (г. Санкт-Петербург) и
др.);
• появление на рынке России
зарубежных установок и их
отечественных аналогов по
обезвреживанию отходов ЛПУ;
• совершенствование методической
базы в развитии официальных
документов (методические пособия,
указания, инструкции и др.).
Трудности в решении проблемы
обращения с отходами ЛПУ:
• недостаточная обеспеченность
ЛПУ страны технологическим
оборудованием и одноразовой
упаковочной тарой для
функционирования системы
обращения с отходами;
• отсутствие муниципальных
программ по централизованному
решению проблемы обращения с
отходами ЛПУ в крупных городах
России;
• единичные возможности
децентрализованного решения
проблемы обращения с отходами в
отдельных ЛПУ;
• отсутствие достаточного
количества специализированных
организаций, занимающихся
транспортировкой, переработкой и
обезвреживанием отдельных фракций
отходов ЛПУ;
• отсутствие единых программ
подготовки ответственных
специалистов в ЛПУ;
• отсутствие единой терминологии;
• недостаточность научной
проработки проблемы по целому ряду
направлений;
• отсутствие должного
государственного регулирования
проблемы;
• отсутствие целевого
финансирования.
Перспективы решения проблемы:
• создание технического
регламента (Федерального Закона)
«Об организации безопасного
обращения с медицинскими отходами»
(2006—2007 гг.), обеспечивающего
государственное регулирование и
финансирование решения проблем;
• создание государственной и
муниципальных программ по
безопасному обращению с отходами
ЛПУ в крупных регионах России;
• дальнейшее совершенствование и
внедрение в практику
здравоохранения отечественных и
адаптированных к российским
условиям зарубежных образцов
технологического оборудования по
обезвреживанию отходов ЛПУ;
• совершенствование правовой,
научной, методической базы
процессов обучения ответственных
специалистов в ЛПУ безопасному
обращению с медицинскими отходами.
Таким образом, проблема обращения с
отходами ЛПУ требует серьезных
усилий со стороны ученых,
специалистов практического
здравоохранения и государственных
структур, заинтересованных в ее
решении.
Akimkin V. G., Central Research Institute of Epidemiology, N. N. Burdenko Main Military Clinical Hospital, Moscow, Russia
The need for an effective solution to
the issue of hospital waste management in the Russian Federation
was first recognized over 15 years ago. However, only the
adoption of the Sanitary Regulations and Standards 2.1.7.728-99
«Rules of Collection, Storage and Disposal of Hospital Waste»
paved the way towards the proper management of this category of
hazardous (both epidemiologically and environmentally) waste.
The implementation of main principles of the given document has
produced considerable theoretical knowledge and practical
achievements that demonstrate the progress in addressing this
important issue.
Акимкин Василий Геннадьевич, д. м. н., проф., в. н. с, лаборатория госпитальных инфекций, Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Роспотребнадзора, ул. Новогиреевская, 3-А, Москва, 111123, Россия. Тел./факс (495) 263-55-66. E-mail: maykuzndogyandex.ru
© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 23.04.07