Главная
страница
Сведения об авторе
ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В УКРАИНЕ
Горлицкий Б. А., Институт геохимии окружающей среды Национальной академии наук Украины, Киев, Украина
Принятое 13 сентября
2005 г. Постановление Верховной Рады
Украины «Про стан виконання
законодавства у сфері поводження з
відходами в Україні та шляхи його
вдосконалення» констатирует
неудовлетворительную ситуацию
реализации государственной
политики в этом направлении. В
частности, отмечается отсутствие
экономического стимулирования
увеличения объемов производства
товаров и продукции из отходов,
действенных механизмов
привлечения в эту сферу малого и
среднего бизнеса и др. Сделан
акцент на необходимости
формирования в Украине рыночных
схем обращения с отходами как
вторичными ресурсами.
Отмечается потребность
согласования государственной
политики в сфере обращения с
отходами в Украине с
соответствующими тенденциями ЕС.
Не рассматривая данную тему
подробно, упомянем опыт решения
проблемы обращения с отходами
«по-европейски» в Дании, где уже в
2004 г. была внедрена —
законодательно и практически —
следующая схема.
1. Производитель отходов не имеет
права уничтожать (например,
закапывать или сжигать) те отходы,
которые можно утилизировать
(использовать как вторсырье). Если у
него в данный момент нет такой
возможности, он обязан эту
утилизируемую часть отходов
хранить до решения проблемы.
2. Нельзя уничтожать те отходы,
которые можно использовать как
энергетический ресурс. Если это
пока не происходит, то
производитель (владелец) отходов
обязан хранить такие отходы до
появления этой возможности.
3. Производитель отходов имеет
право и обязанность удалить
(закопать и т. п.) только те отходы,
которые нельзя ни утилизировать, ни
использовать как энергоресурс.
Конечно, при такой законодательной
базе государству не приходится
больше заботиться ни о
стимулировании внедрения
малоотходных технологий, ни о
проблеме оптимального
использования вторичных ресурсов.
Производитель будет сам «бежать
впереди паровоза» в сторону
экологически и экономически
оптимального решения проблемы
отходов.
Изучение и анализ различных
альтернативных схем комплексного
обращения с ТБО в ряде городов
Украины, в западных странах и
странах СНГ привели к разработке
оптимального для Украины подхода к
решению проблемы обращения с ТБО и
существенной частью промышленных
отходов данной территории (города,
района и т. д.), исключая, конечно,
специфические по опасности и
несопоставимые с ТБО по образуемым
объемам (горнопромышленные,
строительные и т. п.). Сущность
подхода заключается в том, что в
одном производственном
мусоросор-тировочном и
перерабатывающем комплексе (МСПК)
сочетаются сортировка ТБО и части
производственных отходов для
извлечения различных видов
вторичного сырья и
производственные участки по
выработке из этого сырья товарной
продукции, конкурентоспособной в
данном городе или регионе. МСПК
позволяет, минуя малоприбыльный
рынок формирования и поставки
вторсырья, выйти сразу на рынок
товарной продукции из этого сырья.
Как известно, в экономике прибыль
всегда выше в конце цепочки
превращения сырья в конечную
потребительскую продукцию. Наши
исследования и расчеты,
проведенные для нескольких крупных
городов Украины, показали, что
коэффициент чистой рентабельности
МСПК ни в одном случае не был меньше
25%. То есть, если мы в цепочке
обращения с ТБО соединяем все
звенья от сбора ТБО до производства
продукции из вторсырья, то эта
сфера превращается из затратной в
доходную, инвестиционно
привлекательную. При этом из
расчетов заведомо исключалась
возможность увеличения
существующих тарифов за сбор и
вывоз ТБО.
Еще большую привлекательность
указанный подход приобретает, если
рассматривать МСПК как
потенциальный элемент
территориальных схем обращения с
отходами, не разделяя эту сферу
деятельности на отходы
производства и потребления. Для
таких территориальных схем
ключевым моментом являются
каскадные схемы использования
отходов, когда отходы базовых
«многоотходных» (в смысле общего
объема и перечня образующихся
отходов) производств являются
сырьем для средних и мелких
предприятий, перерабатывающих эти
отходы в товарную продукцию. Такие
предприятия часто базируются на
использовании однотипных отходов
как базовых, так и более мелких
предприятий, включая и результаты
раздельного сбора или сортировки
ТБО. Критериями рациональности
построения территориальных схем
обращения с отходами (с точки
зрения бизнеса и уменьшения
экологического ущерба) следует
считать минимизацию конечных
отходов этих территорий, т. е. той
доли изначально образованных
отходов, которые не утилизируются,
а размещаются на свалках и
полигонах, поглощая тем самым
полезные земельные ресурсы и
нарушая экологию окружающей среды.
Сама структура МСПК должна
отвечать таким основным
требованиям:
1. Сбор-вывоз ТБО и других отходов
должен производиться раздельно из
жилой зоны и нежилого сектора
(сфера услуг и производственная
сфера) с разделением отходов на
этапе сбора на «влажные»
органические (пищевые,
растительные и т. п.) и «сухие». В
разработанном проекте Закона
Украины «Про побутові відходи» это
вводится как обязательное
требование для всех юридических
лиц, на предприятиях которых
образуются отходы. В жилом секторе
подобное разделение отходов
предлагается стимулировать гибкой
тарифной политикой и
организационно-просветительскими
процедурами.
2. На МСПК отходы от жилого и
нежилого секторов должны
сортироваться на отдельных
сортировочных линиях. Отдельная
сортировочная линия отводится для
сортировки отобранного вторсырья в
соответствии с требованиями
технологий, используемых
товаропроизводящими
подразделениями МСПК.
3. МСПК должен включать участки,
преобразующие в полезную продукцию
не только рассортированные «сухие»
отходы, но и органические отходы. В
зависимости от спроса это могут
быть почвенно-грунтовые смеси,
биогумус, кормовые добавки,
топливные брикеты и т. д.
4. В малых городах и сельских
районах перспективу имеет
двух-трехстадийная схема обращения
с отходами. Например, ТБО можно
собирать путем установки в местах
стихийных «диких» сельских
микросвалок большегрузных
крупногабаритных контейнеров,
вывозимых по мере их заполнения.
Следует отметить, что в селах на
этих «диких» свалках в основном
накапливается ценный для
вторичного использования «сухой»
мусор, т. к. растительные отходы
всегда находят применение в
приусадебном хозяйстве
(компостирование, топливные
потребности и т. д.).
По мере заполнения эти
большегрузные контейнеры
вывозятся в пункты сбора отходов,
где они компактируются (с
предварительной сортировкой или
даже без нее) с целью снизить
транспортные расходы по доставке
их в ближайшие МСПК.
Предварительные расчеты
показывают,
что при наличии 5—7 МСПК, правильно
распределенных по территории
средней по размерам области
Украины, это не вызовет
неприемлемых издержек на
перевозку.
Предлагаемые
организационно-методические
направления решения проблем
обращения с отходами производства
и потребления позволят разработать
для каждой конкретно заданной
территориальной единицы (город,
район, область) оптимальную схему
каскадного обращения с отходами
производства и потребления. Такая
схема обращения с отходами на
разных уровнях территориально
связанных
социально-производственных
комплексов ведет к увеличению в них
объемов и степени комплексного
использования вторичного сырья и,
тем самым, к экономии используемых
местных первичных природных
ресурсов, сокращению сырьевого
импорта, улучшению состояния
окружающей среды путем стимуляции
внедрения экологически безопасных
технологий, к минимизации объемов и
степени опасности «конечных
отходов», т. е. остаточных отходов,
размещаемых в окружающей среде.
PROPOSED CHANGES TO THE EXISTING WASTE MANAGEMENT STRATEGY IN UKRAINE
Gorlitskiy B. A., Institute of Environmental Geochemistry, National Academy of Sciences of Ukraine, Kyiv, Ukraine
The paper considers the issue of waste
minimization at the administrative unit and industry level, with
a special focus on the industrial wastes and their specific
categories (e.g. hazardous materials and/ or bulk waste generated
in large quantities (such as mining wastes)). It describes an
economically and environmentally feasible approach towards the
introduction of hierarchical territorial systems for waste
management that include the waste separation and recycling
facilities designed to minimize the amount of wastes disposed of
at the landfills and waste storage sites and thereby reduce the
land acquisition requirement.
Горлицкий Борис Александрович, д. г.-м. н., зав. отделом химии техногенеза, Институт геохимии окружающей среды НАН Украины, просп. Паладина, 34-А, Киев, 03680, Украина. Тел. (044) 424-01-73. E-mail: etndogrambler.ru
© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 24.04.07