Главная
страница
Сведения об авторах
РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ: ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ
Лученко Ф. В., КП «Муниципальная компания по обращению с отходами», Харьков, Украина
Не вызывает сомнения,
что с точки зрения эффективности и
качества отбора вторичных ресурсов
предпочтительна сортировка
твердых бытовых отходов (ТБО) у
источника их образования.
Внедрение раздельного сбора ТБО
целесообразно начинать с решения
следующих задач:
— разработки и утверждения
нормативных документов,
регламентирующих вопросы
практического внедрения
раздельного сбора отходов;
— выбора места внедрения системы
раздельного сбора отходов;
— определения ресурсно-ценных
составляющих, которые
предполагается отбирать из
отходов;
— подготовки и заключения
договоров на сбыт вторичного сырья;
— подготовки
материально-технической базы для
внедрения раздельного сбора и
удаления отходов;
— разработки и внедрения плана
информирования населения о целях и
задачах проводимой работы;
— разработки плана сопровождения
проекта, а также организации
обратной связи с населением,
анализа проблем и замечаний.
Практическую работу по внедрению
раздельного сбора следует
начинать, только имея ответы на
вопросы: где расставить контейнеры?
сколько и каких контейнеров и
транспортных средств необходимо?
куда и по какой цене реализовывать
вторичные ресурсы? каким образом
проводить информирование
населения? кто и как будет собирать
и анализировать информацию о ходе
выполнения работ?
Внедрение раздельного сбора
отходов предусмотрено Программой
развития системы обращения с
твердыми бытовыми отходами в г.
Харькове, утвержденной сессией
городского совета в декабре 2003 г.
На первом этапе в г. Харькове были
разработаны соответствующие
нормативные документы, а также в
общих чертах определены источники
финансирования.
На втором этапе Институтом
«УкркоммунНИИпрогресс» и КП
«Муниципальная компания по
обращению с отходами» были
разработаны материалы по
пропаганде цивилизованного
обращения с отходами для
воспитанников детских садов,
учащихся средних школ, студентов и
работников жилищно-коммунального
хозяйства.
По окончании подготовки
материально-технической базы
(закупки евроконтейнеров объемом
0,24 м3 и 1,1 м3, а также
мусоровозов, которые могут
обслуживать эти контейнеры) была
начата работа по информированию
населения о внедрении раздельного
сбора отходов. В основе этой работы
было разъяснение следующих задач:
— экологической — уменьшение
расходования природных ресурсов за
счет возврата в производство
вторичных материалов, а также
продление срока действия
существующих полигонов ТБО за счет
уменьшения объемов отходов,
поступающих на захоронение;
— эстетической — внедрение
раздельного сбора предполагает
использование евроконтейнеров и
мусоровозов с задней загрузкой,
которые более гармонично
вписываются в инфраструктуру
города, удобны при сборе и
транспортировке отходов;
— экономической — получение
дохода от реализации вторичного
сырья и его расходование на
дальнейшее развитие системы
обращения с отходами, а также
уменьшение затрат на вывоз ТБО для
захоронения.
С началом проекта вывозить отходы
необходимо только раздельно, даже
если собранное вторсырье из-за
низкого качества целесообразнее
отправить на полигон. Любой случай
загрузки в одну и ту же машину
отходов из разных контейнеров
однозначно сведет на нет всю
проделанную работу и значительно
снизит желание жителей сортировать
отходы (именно так случилось
несколько лет назад в г. Кишиневе
при проведении подобного
эксперимента).
По состоянию на сентябрь 2005 г.
раздельный сбор отходов проводился
на территории семи
жилищно-эксплуатационных
предприятий муниципальной
собственности, четырех объектах
ЖСК, ОСМД и ведомственного жилья, а
также во всех детских садах и
школах на территории внедрения
раздельного сбора. Раздельным
сбором охвачены свыше 50 тыс.
человек (около 4% населения города).
На территории пяти
жилищно-эксплуатационных
предприятий установлены
евроконтейнеры объемом 1,1 м3 и
контейнеры объемом 0,75 м3 с
крышками. ТБО сортируют на четыре
фракции: макулатура, пластик,
стекло и прочие отходы. На другой
территории установлены только
евроконтейнеры для трех фракций:
макулатуры, пластика и прочих
отходов. На данном этапе сбор
стекла оказался экономически
нецелесообразным ввиду низкой
закупочной цены. Всего установлено
для сбора: макулатуры — ПО
евроконтейнеров (объем — 1,1 м3
); пластика — 134 контейнера (0,75 м3)
и 10 евроконтейнеров (1,1 м3);
стекла — 65 контейнеров (0,75 м3);
остатков — 266 евроконтейнеров (1,1 м3).
В настоящее время ежемесячно
вывозится 1 т макулатуры и 2 т
пластика.
На основании проведенной работы
можно сделать следующие выводы:
— население психологически готово
сортировать отходы. Опрос,
проведенный в августе 2005 года,
показал, что отходы сортируют 98%
населения в микрорайоне, где
раздельный сбор начат в октябре 2004
г., 66 % в микрорайоне, где раздельный
сбор начат в мае 2005 г. (опрошены
жители 45 и 25% квартир
соответственно);
— объем вывозимых на полигон
отходов сократился на 10—15% по
сравнению с аналогичным периодом
2004 г.;
— для повышения качества и
эффективности сортировки
необходимо закрыть мусоропроводы в
домах;
— результаты внедрения
раздельного сбора в значительной
степени зависят от
информированности населения, а
также от заинтересованности и
эффективности работы сотрудников
жилищно-эксплуатационных
предприятий.
SEPARATE SOLID MUNICIPAL WASTE COLLECTION: IMPLEMENTATION EXPERIENCE
Luchenko F. V., ME «Municipal Company for Waste Management», Kharkiv, Ukraine
From the point of view of efficiency
and secondary resource recovery, the most preferable option is
the at-source waste separation. It is achieved by introduction of
separate waste collection. The City of Kharkiv has gained
significant experience in implementing the separate collection
arrangements for household solid waste. The main result of this
work is the achieved willingness and preparedness of population
to sort their municipal solid waste, and also the reduction of
waste landfilling requirement.
Лученко Федор Васильевич, к. т. н., директор, КП «Муниципальная компания по обращению с отходами», пл. Конституции, 12, Харьков, 61003, Украина. Тел. (057) 731-18-17, факс (057) 731-28-19. E-mail: mwmcdogcitynet.kharkov.ua
© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 24.04.07