Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

Ткачева Е. В., Протопопов Я. В., НПП «Экосфера», Харьков, Украина

В 2004 г. экологическое законодательство Украины, которое постоянно совершенствуется, пополнилось еще одним законодательным актом — законом «Об экологическом аудите».
Экологический аудит дает возможность объективно оценить соответствие экологических показателей объекта действующему природоохранному законодательству Украины. В условиях рыночных отношений экологический аудит должен обеспечить взаимодействие таких сфер деятельности, как хозяйственная, инвестиционная, природоохранная, страховая и др. Эколого-аудиторская деятельность призвана стать инструментом для изучения экологических рисков, возможности их предотвращения, а также совершенствования технологических процессов.
Действующее законодательство об экологическом аудите предусматривает две его формы: добровольный и обязательный. Статья 12 Закона Украины «Об экологическом аудите» указывает, в каких случаях применяется обязательный аудит, основными заказчиками которого определены органы государственной власти. Под действие данной статьи попадают как объекты, так и виды деятельности, которые связаны с повышенной экологической опасностью. Их перечень утверждается Кабинетом Министров Украины. В этой же статье Закона подробно описаны случаи, когда необходимо применять обязательный экоаудит. Однако на практике это трудно выполнимая задача. Проведение экологического аудита связано с затратами значительных денежных средств, необходимых на его финансирование. Вряд ли они в ближайшее время появятся в Государственном бюджете Украины или местных бюджетах. В результате концепция обязательного экологического аудита при банкротстве, приватизации, экологическом страховании не находит практического применения.
В этом аспекте интересно было бы рассмотреть возможность применения результатов экологического аудита при экологическом страховании объектов. Понятие «экологическое страхование» закреплено в ст. 49 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды». Оно включает обязательное государственное страхование на случай вреда, причиненного вследствие загрязнения окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов. Правовые основы развития рынка страховых услуг, усиления защиты имущественных интересов физических и юридических лиц определены в Законе Украины «О страховании», который был принят Верховной Радой Украины в марте 1996 г. В соответствии с п. 14 ст. 7 Закона Украины «О страховании» к обязательному страхованию относится страхование гражданской ответственности субъектов хозяйствования за ущерб, который может быть причинен пожарами и авариями на объектах повышенной опасности, включая пожаро-взрывоопасные объекты и объекты, хозяйственная деятельность которых может привести к авариям экологического и санитарно-эпидемиологического характера. Однако отработанная методика оценки ущерба, которую можно было бы применить при экологическом страховании объектов, отсутствует.
Проведение экологического аудита дает возможность достоверно оценить экологические аспекты производственной деятельности объекта аудита, установить соответствие его производственной и управленческой деятельности требованиям действующего законодательства об охране окружающей природной среды, оценить влияние деятельности объекта экологического аудита на состояние окружающей природной среды и эффективность, полноту, обоснованность мероприятий по охране природы и восстановлению природных ресурсов, которые запланированы для внедрения на объекте.
На основании доказательств и заключений экологического аудита страховщики смогут более точно оценить страховой риск, вероятность наступления страхового случая. Проведение обязательного экологического аудита в связи с заключением соответствующих договоров страхования выгодно для страховых компаний, так как позволяет им снизить страховые выплаты при наступлении страховых случаев, связанных с авариями экологического характера или ухудшением качества окружающей среды в результате отрицательного воздействия субъектов хозяйствования. Однако остается открытым вопрос, кто будет финансировать обязательный экологический аудит при экологическом страховании. С одной стороны, это может быть страховая компания, заинтересованная в достоверной оценке возможных экологических рисков. С другой — объект экологического страхования, который, однако, уже несет определенные финансовые расходы на выплату страховых взносов. После проведения экологического аудита эти взносы могут как возрасти, так и снизиться. При этом необходимо учитывать положительные моменты, сопровождающие внедрение экологического аудита на объекте: достигается совершенствование системы экологического менеджмента, повышается конкурентоспособность продукции, внедряются лучшие существующие технологии. Внедрение экологического аудита способствует привлечению инвесторов. Как показывает мировой опыт, внедрение результатов экологического аудита позволяет получить экономический эффект.
Таким образом, важной задачей является разработка методик расчета страховых тарифов на основании заключений экологического аудита, система которых должна заинтересовать объект экологического страхования проводить экологический аудит.
Все это сделает привлекательным проведение экологического аудита на объектах страхования.

SOME ASPECTS OF INTRODUCING THE COMPULSORY ENVIRONMENTAL AUDIT PROCEDURES

Tkacheva E. V., Protopopov Ya. V., SPE «Ecosphere», Kharkiv, Ukraine

The existing legislation stipulates the implementation of compulsory environmental audit and environmental insurance procedures. This paper discusses the related implementation issues

Главная страница

Сведения об авторах

Ткачева Елена Владимировна, зам. директора по экологическим вопросам, ООО Научно-производственное предприятие «Экосфера», просп. Московский, 90, к. 2, Харьков, 61005, Украина. Тел. (0572) 58-58-08. E-mail: ekosdoguaone.com

Протопопов Ярослав Васильевич, директор, ООО Научно-производственное предприятие «Экосфера», просп. Московский, 90, к. 2, Харьков, 61005, Украина. Тел. (0572) 58-16-38. E-mail: ekosferadoguaone.com

Rambler's Top100


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 24.04.07