Главная
страница
Сведения об авторах
АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТБО В г. ХАРЬКОВЕ
Внукова Н. В., Желновач А. Н., Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, Харьков, Украина
Проблема утилизации
и захоронения отходов — одна из
самых острых и сложных проблем,
стоящих перед всеми странами мира,
в том числе и перед Украиной, так
как отходы являются одним из
наиболее весомых факторов
загрязнения окружающей среды.
В настоящее время жители г.
Харькова выбрасывают в день в общей
сложности около 1500 т отходов,
которые содержат металлы, стекло,
макулатуру, пластик, пищевые отходы
и определенное количество опасных
отходов.
По данным обследования УкрНГИИНТВ
(2002 г.) в Харьковской области
функционируют 68 основных свалок
ТБО. Из них 31 эксплуатируется
жилищно-коммунальными
организациями. Общая площадь этих
свалок составляет 2267 га.
Большинство существует более 20 лет:
53 свалки заполнены на 50%, остальные
— на 70—100%. Введенный в
эксплуатацию в 1982 г.
мусоросжигательный завод в п.
Безлюдовка закрыт в 2002 г. Таким
образом, основная нагрузка сейчас
приходится на полигоны ТБО, в
частности, на один реально
действующий полигон в п. Дергачи,
срок эксплуатации которого
заканчивается.
Существующая система сбора бытовых
отходов не позволяет выделить из
них ресурсно-ценные материалы. ТБО
беспорядочно и неорганизованно
собираются в различного рода
контейнеры, находящиеся во дворах
многоэтажных домостроений, и
вывозятся мусоровозами, полезный
объём которых составляет 4—6 м3.
Система действенного контроля,
регламентирующего график и правила
вывоза отходов, а также маршруты
движения спецавтотранспорта,
отсутствует. Например, в
Коминтерновском районе г. Харькова
на участке, который обслуживает
КЖЭП № 134, мусоровоз забирает мусор
2 раза в неделю, а необходимо 7 раз
летом и 3—4 раза зимой. Особенно
неблагоприятная ситуация с вывозом
ТБО складывается в частном жилом
секторе, где часто мусор вообще не
вывозится, отсутствуют контейнеры
для сбора ТБО или их количество
недостаточно. В результате
возникают несанкционированные
свалки на территории города и за
его пределами.
Проблема сбора и утилизации
отходов, накопившихся вдоль
дорожных полотен и магистралей,
вообще игнорируется, хотя они
являются одним из основных
факторов загрязнения придорожного
пространства.
На рисунке представлены результаты
опроса жителей Коминтерновского
района по поводу организации сбора
и вывоза отходов и их отношения к
проблеме ТБО.
Формы организации
сбора мусора (в % к опрошенным)
1 — мусорные
контейнеры во дворе недалеко
от дома; 2 — сбор машиной
выставленных из дворов
отходов; 3 — стихийные свалки |
Насколько
респондентов беспокоит
проблема бытовых отходов (в % к
опрошенным)
1 — очень беспокоит; 2 — скорее беспокоит, чем нет; 3 — трудно сказать однозначно; 4 — скорее не беспокоит, чем беспокоит; 5 — вообще не беспокоит |
Перспективное
решение проблем бытовых
отходов по мнению респондентов
(в % к опрошенным)
1 — организация вторичной переработки некоторых видов отходов; 2 — сжигание отходов; 3 — дальнейшее расширение площадей санитарных полигонов, куда вывозится мусор; 4 — захоронение; 5 — затруднились ответить |
Степень готовности
респондентов принимать
участие в программе
селективного сбора мусора (в % к
опрошенным)
1 — готовы; 2 — скорее готовы; 3 — трудно сказать определенно; 4 — скорее не готовы; 5 — не готовы |
Рисунок. Результаты опроса жителей Коминтерновского района г. Харькова
Из приведенных на
рисунке диаграмм видно, что большая
часть респондентов обеспокоена
данной проблемой. Решение они видят
в организации вторичной
переработки некоторых видов
отходов. Однако только 50%
опрошенных готовы принимать
участие в программе селективного
сбора отходов.
Возможный путь обращения с
отходами представлен в Концепции
комплексного улучшения
санитарно-эпидемиологического
состояния г. Харькова.
Рекомендуемые первоочередные
мероприятия Концепции:
— создание пяти «кустовых»
мусороперерабатывающих центров
(МПЦ), объединяющих переработку ТБО
нескольких территориально близких
районов г. Харькова: № 1 — ДСК-1 —
Орджоникидзевский, Фрунзенский,
Московский районы; № 2 — Куряжский
промузел — Ленинский, Октябрьский
районы; № 3 — Безлюдовский МСЗ —
Червонозаводской, Коминтерновский
районы; № 4 — кирпичный завод
«Комсомолец» — Дзержинский,
Киевский районы; №5 —
ведомственный ЮЖД на станции
Харьков-сортировочный;
— создание не менее трех временных
«высотных» полигонов ТБО,
преимущественно на базе
рекультивируемых участков свалок,
отработавших свой ресурс
(предполагаемые варианты
размещения — ТЭЦ-5, п. Дергачи, п.
Безлюдовка), которые позволят в
течение 2—3 лет складировать
несортированные ТБО и фракции, не
подлежащие утилизации. В
перспективе эти полигоны могут
оснащаться установками
совместного производства ПО «Завод
имени В. О. Малышева» и зарубежных
фирм для получения топливного
концентрата.
Предполагается организовать сбор
пищевых отходов, создать при
«кустовых» МПЦ площадки для
компостирования с использованием
вермикультур, организовать сбор
тары, упаковки, разовой посуды и
другого в торговой сети, на
предприятиях общепита и улицах
города.
В результате внедрения сортировки
ТБО появится возможность
поставлять для дальнейшей
переработки черный и цветной
металл, макулатуру, полимеры,
стеклобой, организовать
производство топливных брикетов,
компоста.
Стоимость собранных раздельно в
течение года ресурсно-ценных
отходов составит около 19,8 млн грн.
Затраты на вывоз и захоронение ТБО
всего города составляют около 18 млн
грн/год при тарифе 11 грн/м3.
При внедрении предлагаемых
мероприятий будет получена
экономия за счет снижения
транспортных расходов и уменьшения
объема ТБО, вывозимых на свалку.
Результаты анализа эффективности
различных технологий обращения с
отходами представлены в таблице.
Таблица
Ориентировочная структура расходов и прибыли на 1 т ТБО при реализации различных технологий обращения с отходами, грн
№ п/п |
Статья затрат |
Технология |
||
Сжигание на мусоросжигательном заводе | Захоронение на полигоне в п. Дергачи |
Переработка в МПЦ | ||
1 |
Сбор ТБО | 24,0 |
24,0 |
24,0 |
2 |
Транспортировка к месту захоронения или переработки | 3,0 |
6,7 |
3,0 |
3 |
Перегрузка на мусороперегрузочной станции | — |
— |
— |
4 |
Сортировка и переработка | — |
— |
8,0 |
5 |
Захоронение на полигоне | — |
0,7 |
1,0 |
6 |
Сжигание | 1,5 |
— |
1,0 |
7 |
Неучтенные расходы | 1,5 |
1,5 |
1,5 |
ИТОГО расходов | 30,0 |
33,0 |
38,5 | |
Прибыль от реализации продукции | 0,5 |
— |
16,0 | |
ВСЕГО с учетом прибыли | 29,5 |
33,0 |
22,5 |
Таким образом, на сегодняшний день в г. Харькове существуют необходимые предпосылки для осуществления программных мероприятий по утилизации ТБО.
ASPECTS OF MSW MANAGEMENT IN KHARKIV
Vnukova N. V., Zhelnovach A. N., Kharkiv National Automobile and Road Engineering University, Kharkiv, Ukraine
This paper discusses the existing
situation with the municipal solid waste management in the City
of Kharkiv and proposed improvement options.
Внукова Наталья Владимировна, к. г. н., доц., зам. зав. кафедрой экологии и химии, Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, ул. Петровского, 25, Харьков, 61002, Украина. Тел. (057) 707-37-34
Желновач Анна Николаевна, студентка, кафедра экологии и химии, Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, ул. Петровского 25, Харьков, 61002, Украина. Тел. (057) 97-66-56. E-mail: anne_geldogrambler.ru
© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 24.04.07