Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

КОМПЛЕКСНАЯ УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ МАГНИТНОГО УДАРА И НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ДЕСТРУКЦИИ

Бедюх А. Р., Киевский национальный университет имени Т. Шевченко, Киев, Украина
Кашковский В. И., Институт биоорганической химии и нефтехимии Национальной академии наук Украины, Киев, Украина

Согласно экспертной оценке, в Украине накоплено более 150 тыс. т использованных автомобильных шин. Это огромное количество материала, представляющего собой ценный источник углеводородного сырья, не находит применения и попадает, как правило, в окружающую среду, нанося ей непоправимый вред. На сегодняшний день как товарный продукт в основном используется резиновая крошка в виде модифицирующей добавки к битумным смесям или наполнителя к различным изделиям.
Из-за отсутствия эффективной технологии отделения от резины металлокорда шины дробят вместе с металлом, извлекая его на последующих стадиях процесса переработки. Такая технология достаточно энергоемкая и сопровождается быстрым износом технологического оборудования. С другой стороны, такой способ переработки не решает проблему, поскольку для заполнения потенциально привлекательных сегментов рынка резиновой крошкой достаточно утилизировать 30-35% накопленных изношенных шин.
Авторами предложен оригинальный метод «магнитного удара», который позволяет с принципиально новых позиций подойти к решению проблемы механической переработки шин. Благодаря взаимодействию противоположно направленных мгновенных электрических токов удается без особых затрат отделить металл от резины, а затем механическим путем раздробить ее в крошку заданного фракционного состава. При этом по сравнению с традиционными методами существенно уменьшаются износ механического оборудования и затраты электроэнергии.
На рис. 1 показаны части шины легкового автомобиля после действия «магнитного удара»: в результате электроимпульсной обработки получено полное отделение металлического корда от резины.

Рис. 1. Результат воздействия последовательных электрических импульсов на части шины

Схема лабораторной установки показана на рис. 2.

Рис. 2. Структурная схема электроимпульсной лабораторной установки:
1 — блок автоматики; 2 — блок защитных резисторов;
3 — трансформаторный блок; 4 — блок высоковольтных конденсаторов;
5 — блок электронных коммутаторов; 6 — блок технологической нагрузки;
7 — блок управления коммутаторами; 8 — дистанционный пульт управления

Использование такой установки позволяет, соблюдая нормы экологической безопасности, отделить металлический корд от резины в изношенных шинах при минимальных затратах энергии (0,01—0,02 кВт•ч на 1 кг веса шины).
Для реализации способа термической деструкции отработанных автошин предложен и апробирован оригинальный подход с элементами новизны, предусматривающий использование на одной из стадий технологического процесса водорододонорного растворителя. Это позволяет проводить термодеструкцию в относительно мягких условиях (температура не выше 400 °С), что исключает проблемы, свойственные высокотемпературным процессам. Предварительные результаты, полученные при таких условиях, дают основание предположить возможность применения продукта термодеструкции в качестве:
— сырья для получения ценных веществ или их смесей;
— «синтетической нефти» для смешения с природной нефтью и дальнейшей переработки смеси.
В настоящее время начаты исследования по использованию отработанных масел минерального и растительного происхождения в процессе термодеструкции изношенных шин. Получены предварительные результаты, свидетельствующие о перспективности выбранного направления.

THE COMPREHENSIVE PROCESSING OF SPENT AUTOMOBILE TIRES BASED ON THE MAGNETIC IMPACT AND LOW TEMPERATURE DESTRUCTION METHODS

Bedyuh A. R., T. Shevchenko Kyiv National University, Kyiv, Ukraine
Kashkovskiy V. I., Institute of Bioorganic Chemistry and Petrochemistry, National Academy of Sciences of Ukraine, Kyiv, Ukraine

The technology for comprehensive processing of spent automobile tires based on the magnetic impact and temperature destruction methods has been developed. The paper demonstrates that at a very low energy consumption level, the method of magnetic impact enables the separation of metal from rubber, and the low temperature destruction method provides a basis for recovery of many valuable recyclable materials, which can be used to produce waste-derived fuel ('synthetic oil').

Главная страница

Сведения об авторах

Бедюх Александр Радиевич, канд. физ.-мат. наук, ст. науч. сотр., Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, ул. Владимирская, 64, Киев, 01033, Украина. Тел. (044) 252-05-51, тел. моб. (066) 341-79-15, факс (044) 207-04-08. E-mail
Кашковский Владимир Ильич, канд. хим. наук, зав. отделом, Институт биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины, ул. Мурманская, 1, Киев, 03094, Украина. Тел. (044) 559-70-21, тел. моб. (097) 332-57-20, факс (044) 559-70-21. E-mail

 

Rambler's Top100


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 10.07.07