Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К МЕЖДУНАРОДНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В БЕЛАРУСИ, РОССИИ И УКРАИНЕ: СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СЖИГАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ УНИЧТОЖЕНИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ

Лобанов Е. А., Экологическая группа «Фонд реализации идей», Минск, Беларусь
Сперанская О. А., Центр «Эко-Согласие», Москва, Российская Федерация
Цыгулева О. М., ВЭОО «МАМА-86», Киев, Украина

На Всемирном саммите по устойчивому развитию (ВСУР), состоявшемся 26 августа — 4 сентября 2002 г. в Йоханнесбурге, была поставлена цель: к 2020 г. химические вещества должны производиться и использоваться таким образом, чтобы свести к минимуму неблагоприятные последствия их воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Для выработки единого согласованного подхода к регулированию химических веществ предусматривалась разработка на правительственном уровне с привлечением всех заинтересованных сторон Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ).
Этот подход базируется на ряде более ранних инициатив и соглашений: главе 19 Программы действий «Повестка дня на 21-й век», которая была принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.; Байской Декларации Межправительственного форума по химической безопасности, принятой в 2000 г.; Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле; Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ); Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; Конвенции 170 Международной организации труда; Конвенции о химическом оружии.
Первая сессия Подготовительного комитета по разработке СПМРХВ была проведена в Бангкоке 9—13 ноября 2003 г., вторая — 4—8 октября 2004 г. в Найроби, третья — 19—24 сентября 2005 г. в Вене. Международная сеть общественных организаций по ликвидации СОЗ (IPEN) была активным участником межправительственного процесса по подготовке СПМРХВ.
СПМРХВ был рассмотрен и принят на Международной конференции по регулированию химических веществ в Дубае 6 февраля 2006 г.
По статусу СПМРХВ не является юридически обязательным документом, однако его политическая и этическая роль сопоставима с Декларацией Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию и Йоханнесбургским планом выполнения решений ВСУР.
СПМРХВ состоит:
— из Дубайской декларации, в которой закреплены политические обязательства высокого уровня и которая показывает приверженность министров, глав делегаций, представителей гражданского общества и бизнеса делу реализации СПМРХВ;
— общепрограммной стратегии, определяющей сферу охвата Стратегического подхода
и включающей вопросы, которые он призван решать: уменьшение рисков, наличие знаний и информации, осуществление руководства, создание потенциала и технического сотрудничества, ограничение незаконной международной торговли. В общепрограммной стратегии также содержатся основополагающие принципы, финансовые и организационные механизмы осуществления;
— глобального плана действий, в котором изложены предлагаемые области деятельности и мероприятия по осуществлению Стратегического подхода.
Одним из ключевых положений СПМРХВ является выработка комплексного согласованного подхода к рациональному регулированию химических веществ. Как показывают имеющиеся в настоящее время результаты применения СПМРХВ, это может быть достигнуто путем создания национальных программ по регулированию химических веществ и отходов. Подобные программы, кроме прочего, способствуют улучшению координации работы различных министерств и ведомств, облегчают обмен информацией, стимулируют представительное участие заинтересованных сторон и приводят к согласованной выработке приоритетов.
Поддержка национальных мер по реализации СПМРХВ и развитию национальной интегрированной системы управления химическими веществами и отходами, по нашему мнению, в первую очередь, определяется:
• развитием информационной политики и процедур информирования общественности, разработкой и проведением широкой информационной кампании по повышению уровня осведомленности всех заинтересованных сторон об основополагающих принципах международных инициатив в сфере регулирования химических веществ и отходов и по привлечению потенциальных участников процесса СПМРХВ;
• проведением независимой экспертной оценки национальной политики, законодательства и состояния дел в сфере регулирования химических веществ и отходов;
• определением национальных приоритетов в сфере управления химическими веществами и отходами, а также предпосылок для внедрения СПМРХВ;
• научно-техническим обоснованием наилучших доступных методов и практик в сфере обращения с опасными химическими веществами и отходами;
• участием общественности в процессах принятия решений, касающихся управления опасными химическими веществами и отходами.
Примером участия общественности в процессе имплементации СПМРХВ является совместный проект «Окружающая среда, свободная от токсикантов: действия неправительственных общественных организаций по устойчивому управлению химическими веществами и выполнению СПМРХВ в Беларуси, Российской Федерации и Украине», который выполняет Экологическая группа «Фонд реализации идей» (Беларусь), Центр «Эко—Согласие» (Российская Федерация) и ВЭОО «МАМА—86» (Украина) при поддержке Международного химического секретариата (Швеция).
В рамках выполнения этого проекта впервые создается база данных альтернативных сжиганию технологий уничтожения, обезвреживания и утилизации опасных отходов, включая отходы, содержащие стойкие органические загрязнители (СОЗ).
База данных технологий содержит информацию о 30 альтернативных сжиганию технологических процессах обращения с опасными отходами и их экономических параметрах. Даны сведения о влиянии этих процессов на окружающую среду. Приводятся примеры использования технологий и контактные данные производителей. К каждой технологии предлагаются комментарии экспертов, в том числе от неправительственных общественных организаций. Кроме того, база данных технологий содержит ссылки на информационные источники и другие базы данных, существующие в этой области. Необходимо отметить, что эта база данных создается для использования в регионе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА). Соответственно, все технологии прошли экспертную оценку с точки зрения экономической обоснованности использования их в регионе ВЕКЦА.
База данных является вкладом неправительственных общественных организаций в реализацию СПМРХВ и Стокгольмской конвенции о СОЗ в нашем регионе. Во многих странах ВЕКЦА сейчас идет процесс подготовки и внедрения национальных планов действий по реализации Стокгольмской конвенции. В рамках этой работы необходимо осуществить поиск и выбор технологических решений для утилизации накопленных запасов непригодных пестицидов, оборудования, которое содержит полихлорбифенилы (ПХБ), и отходов. Разработанная база данных является источником информации об экологически безопасных и экономически обоснованных технологиях.

IMPLEMENTING A STRATEGIC APPROACH TO THE INTERNATIONAL MANAGEMENT OF CHEMICAL SUBSTANCES IN BELARUS, RUSSIAN FEDERATION AND UKRAINE: CREATING A DATABASE OF NON-COMBUSTION AND ALTERNATIVE TREATMENT/DESTRUCTION TECHNOLOGIES FOR HAZARDOUS WASTE

Lobanov E. A., Evironmental Group «Foundation for Realization of Ideas», Minsk, Belarus
Speranskaya O. A., Сentre «Eco-Accord», Moscow, Russian Federation
Tsygulyova O. M., AUE NGO «MAMA-86», Kyiv, Ukraine

The database (software and online version) for various environmentally sound and economically feasible non-combustion treatment/destruction technologies for hazardous waste (including POPs) has been developed and is presented in the paper.

Главная страница

Сведения об авторах

Лобанов Евгений Александрович, координатор, Экологическая группа «Фонд реализации идей». Для переписки: а/я 21, Минск, 220141, Беларусь. Тел. (29) 658-74-45, факс (17) 285-81-44. E-mail
Сперанская Ольга Александровна, канд. физ.-мат. наук, руководитель программы по химической безопасности, Центр «Эко—Согласие», Богоявленский пер., 3/3, оф. 26, Москва, 129090, Россия. Тел. (495) 624-40-63, тел. моб. (916) 685-51-93, факс (495) 624-40-04. E-mail
Цыгулева Ольга Михайловна, канд. хим. наук, директор, Харьковская городская экологическая общественная организация «МАМА—86—Харьков», ул. Дружбы народов, 225, к. 65, Харьков, 61184, Украина. Тел. (057) 720-42-60, факс (057) 716-95-67. E-mail

 

Rambler's Top100


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 10.07.07