Главная
страница
Сведения об авторах
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К МЕЖДУНАРОДНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В БЕЛАРУСИ, РОССИИ И УКРАИНЕ: СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СЖИГАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ УНИЧТОЖЕНИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ
Лобанов Е. А.,
Экологическая группа «Фонд
реализации идей», Минск, Беларусь
Сперанская О. А., Центр
«Эко-Согласие», Москва, Российская
Федерация
Цыгулева О. М., ВЭОО «МАМА-86», Киев,
Украина
На Всемирном саммите
по устойчивому развитию (ВСУР),
состоявшемся 26 августа — 4 сентября
2002 г. в Йоханнесбурге, была
поставлена цель: к 2020 г. химические
вещества должны производиться и
использоваться таким образом,
чтобы свести к минимуму
неблагоприятные последствия их
воздействия на окружающую среду и
здоровье человека. Для выработки
единого согласованного подхода к
регулированию химических веществ
предусматривалась разработка на
правительственном уровне с
привлечением всех
заинтересованных сторон
Стратегического подхода к
международному регулированию
химических веществ (СПМРХВ).
Этот подход базируется на ряде
более ранних инициатив и
соглашений: главе 19 Программы
действий «Повестка дня на 21-й век»,
которая была принята на
Конференции ООН по окружающей
среде и развитию в Рио-де-Жанейро в
1992 г.; Байской Декларации
Межправительственного форума по
химической безопасности, принятой
в 2000 г.; Роттердамской конвенции о
процедуре предварительного
обоснованного согласия в отношении
отдельных опасных химических
веществ и пестицидов в
международной торговле;
Стокгольмской конвенции о стойких
органических загрязнителях (СОЗ);
Базельской конвенции о контроле за
трансграничной перевозкой опасных
отходов и их удалением; Конвенции 170
Международной организации труда;
Конвенции о химическом оружии.
Первая сессия Подготовительного
комитета по разработке СПМРХВ была
проведена в Бангкоке 9—13 ноября 2003
г., вторая — 4—8 октября 2004 г. в
Найроби, третья — 19—24 сентября 2005
г. в Вене. Международная сеть
общественных организаций по
ликвидации СОЗ (IPEN) была активным
участником межправительственного
процесса по подготовке СПМРХВ.
СПМРХВ был рассмотрен и принят на
Международной конференции по
регулированию химических веществ в
Дубае 6 февраля 2006 г.
По статусу СПМРХВ не является
юридически обязательным
документом, однако его
политическая и этическая роль
сопоставима с Декларацией
Рио-де-Жанейро по окружающей среде
и развитию и Йоханнесбургским
планом выполнения решений ВСУР.
СПМРХВ состоит:
— из Дубайской декларации, в
которой закреплены политические
обязательства высокого уровня и
которая показывает приверженность
министров, глав делегаций,
представителей гражданского
общества и бизнеса делу реализации
СПМРХВ;
— общепрограммной стратегии,
определяющей сферу охвата
Стратегического подхода
и включающей вопросы, которые он
призван решать: уменьшение рисков,
наличие знаний и информации,
осуществление руководства,
создание потенциала и технического
сотрудничества, ограничение
незаконной международной торговли.
В общепрограммной стратегии также
содержатся основополагающие
принципы, финансовые и
организационные механизмы
осуществления;
— глобального плана действий, в
котором изложены предлагаемые
области деятельности и мероприятия
по осуществлению Стратегического
подхода.
Одним из ключевых положений СПМРХВ
является выработка комплексного
согласованного подхода к
рациональному регулированию
химических веществ. Как показывают
имеющиеся в настоящее время
результаты применения СПМРХВ, это
может быть достигнуто путем
создания национальных программ по
регулированию химических веществ и
отходов. Подобные программы, кроме
прочего, способствуют улучшению
координации работы различных
министерств и ведомств, облегчают
обмен информацией, стимулируют
представительное участие
заинтересованных сторон и приводят
к согласованной выработке
приоритетов.
Поддержка национальных мер по
реализации СПМРХВ и развитию
национальной интегрированной
системы управления химическими
веществами и отходами, по нашему
мнению, в первую очередь,
определяется:
• развитием информационной
политики и процедур информирования
общественности, разработкой и
проведением широкой
информационной кампании по
повышению уровня осведомленности
всех заинтересованных сторон об
основополагающих принципах
международных инициатив в сфере
регулирования химических веществ и
отходов и по привлечению
потенциальных участников процесса
СПМРХВ;
• проведением независимой
экспертной оценки национальной
политики, законодательства и
состояния дел в сфере
регулирования химических веществ и
отходов;
• определением национальных
приоритетов в сфере управления
химическими веществами и отходами,
а также предпосылок для внедрения
СПМРХВ;
• научно-техническим обоснованием
наилучших доступных методов и
практик в сфере обращения с
опасными химическими веществами и
отходами;
• участием общественности в
процессах принятия решений,
касающихся управления опасными
химическими веществами и отходами.
Примером участия общественности в
процессе имплементации СПМРХВ
является совместный проект
«Окружающая среда, свободная от
токсикантов: действия
неправительственных общественных
организаций по устойчивому
управлению химическими веществами
и выполнению СПМРХВ в Беларуси,
Российской Федерации и Украине»,
который выполняет Экологическая
группа «Фонд реализации идей»
(Беларусь), Центр «Эко—Согласие»
(Российская Федерация) и ВЭОО
«МАМА—86» (Украина) при поддержке
Международного химического
секретариата (Швеция).
В рамках выполнения этого проекта
впервые создается база данных
альтернативных сжиганию
технологий уничтожения,
обезвреживания и утилизации
опасных отходов, включая отходы,
содержащие стойкие органические
загрязнители (СОЗ).
База данных технологий содержит
информацию о 30 альтернативных
сжиганию технологических
процессах обращения с опасными
отходами и их экономических
параметрах. Даны сведения о влиянии
этих процессов на окружающую среду.
Приводятся примеры использования
технологий и контактные данные
производителей. К каждой
технологии предлагаются
комментарии экспертов, в том числе
от неправительственных
общественных организаций. Кроме
того, база данных технологий
содержит ссылки на информационные
источники и другие базы данных,
существующие в этой области.
Необходимо отметить, что эта база
данных создается для использования
в регионе Восточной Европы, Кавказа
и Центральной Азии (ВЕКЦА).
Соответственно, все технологии
прошли экспертную оценку с точки
зрения экономической
обоснованности использования их в
регионе ВЕКЦА.
База данных является вкладом
неправительственных общественных
организаций в реализацию СПМРХВ и
Стокгольмской конвенции о СОЗ в
нашем регионе. Во многих странах
ВЕКЦА сейчас идет процесс
подготовки и внедрения
национальных планов действий по
реализации Стокгольмской
конвенции. В рамках этой работы
необходимо осуществить поиск и
выбор технологических решений для
утилизации накопленных запасов
непригодных пестицидов,
оборудования, которое содержит
полихлорбифенилы (ПХБ), и отходов.
Разработанная база данных является
источником информации об
экологически безопасных и
экономически обоснованных
технологиях.
Lobanov E. A., Evironmental Group
«Foundation for Realization of Ideas», Minsk, Belarus
Speranskaya O. A., Сentre «Eco-Accord», Moscow, Russian
Federation
Tsygulyova O. M., AUE NGO «MAMA-86», Kyiv, Ukraine
The database (software and online version) for various
environmentally sound and economically feasible non-combustion
treatment/destruction technologies for hazardous waste (including
POPs) has been developed and is presented in the paper.
Лобанов
Евгений Александрович,
координатор, Экологическая группа
«Фонд реализации идей». Для
переписки: а/я 21, Минск, 220141,
Беларусь. Тел. (29) 658-74-45, факс (17)
285-81-44. E-mail
Сперанская Ольга
Александровна, канд.
физ.-мат. наук, руководитель
программы по химической
безопасности, Центр
«Эко—Согласие», Богоявленский
пер., 3/3, оф. 26, Москва, 129090, Россия.
Тел. (495) 624-40-63, тел. моб. (916) 685-51-93,
факс (495) 624-40-04. E-mail
Цыгулева Ольга Михайловна,
канд. хим. наук, директор,
Харьковская городская
экологическая общественная
организация «МАМА—86—Харьков», ул.
Дружбы народов, 225, к. 65, Харьков, 61184,
Украина. Тел. (057) 720-42-60, факс (057)
716-95-67. E-mail
© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 10.07.07