Главная
страница
Сведения об авторах
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Рослякова Ю. В., Центр устойчивого развития «Роза ветров», Донецк, Украина
Отходы — это
конечное звено длинной цепи
производства и потребления. В этом
смысле они представляют собой
симптом, который сигнализирует об
ошибках, допущенных в ходе
проектирования производства и
использования материалов. Устранив
симптом, мы не вылечимся — нужно
устранить причину заболевания. А
причина кроется в людях. Культуру
обращения с отходами следует
прививать с детства, так же как и
культуру поведения в обществе. Она
должна стать неотъемлемым
элементом образования.
В рамках проектов ТАСИС
Европейского Союза
«Совершенствование системы
управления ТБО в Донецкой области»
и «Развитие сферы управления ТБО в
Донецкой области» Центром
устойчивого развития «Роза ветров»
была разработана и внедрена в
школах детская экологическая
программа «Солнечный город»,
которая посвящена проблеме
обращения с ТБО. Мы учим детей
производить минимум отходов,
показываем пути их вторичного
использования и переработки.
При разработке программы
«Солнечный город» учитывались
возрастные особенности детей 5—8
классов. У ребят во время общения со
сверстниками всегда присутствует
дух соперничества, а соревнование
для детей — это прежде всего игра.
«Солнечный город» — это
внеклассные мероприятия. Дети
воспринимают их как развлечение,
отвлекающее от школьных будней, а
мы, воспользовавшись этим, с
помощью учителей можем в игровой
форме передавать ребятам
необходимую информацию.
Для учителей мы разработали
специальное пособие. Оно содержит
общую информацию о проблеме ТБО,
рекомендации по проведению уроков,
интересные факты и сведения о
проблеме ТБО. В пособии описаны
необычные экскурсии (например, на
городскую свалку) и эксперименты,
дан словарик терминов. Все изложено
логично и просто. Учитель может
дополнить пособие собственными
разработками, внести в него
коррективы. Детям мы предлагаем
рабочую тетрадь — своеобразный
дневник, в котором они описывают
процеcc выполнения заданий.
Игровые упражнения подобраны в
соответствии с тематикой пособия.
Например, игра «Мы — банки»
позволит детям понять, что
происходит с банками после их
использования и как не наносить
вред окружающей среде.
Когда родители узнавали, что
ребенок пойдет на прогулку не в
лесопарк, а на городскую свалку, их
возмущению не было предела. Но
прочитав пособие, учитель мог
объяснить родителям важность такой
экскурсии. Сравнивая лес и город,
дети задумываются: почему в городе
приходится убирать опавшую листву,
а в лесу она разлагается? Почему
некоторые отходы не разлагаются на
свалке? Мы предлагаем ученикам
изучить фракционный состав отходов
на школьном дворе, в классе и дома,
для того чтобы дети поняли:
образование отходов наносит
непоправимый вред окружающей
среде, нельзя оставаться
безразличными к этому. Родители
начинают интересоваться вопросами,
волнующими их детей, и невольно
втягиваются в программу. Получив
необычное задание — выяснить,
какие отходы и в каком количестве
образовывались 40—50 лет назад,
перерабатывались ли они, — ребенок
с интересом слушает бабушкины
рассказы о ее молодости. Сравнивая
полученные сведения с сегодняшней
ситуацией, он самостоятельно
приходит к выводу: вопрос
утилизации отходов раньше не стоял
так остро, как сейчас. Это помогает
осознать важность проблемы,
стимулирует ребенка к поиску путей
ее решения.
Самым интересным экспериментом для
детей было изготовление бумаги из
отходов. Для этого достаточно иметь
бумажные обрезки и другую
макулатуру и следовать советам из
пособия. У старательного ребенка
получалась прекрасная новая
бумага, на которой можно писать и
рисовать. Дети видят, что
переработанная бумага не уступает
по качеству новой, а главное — ее
производство не вредит окружающей
среде.
Мы приучаем детей при покупке
любого товара обращать внимание на
материал, из которого он
изготовлен. Если есть выбор, то
сделать его нужно в пользу товара
из вторичного сырья.
Организованная ребятами выставка
различной упаковки помогает
понять, как сложно переработать ее
отходы.
Эстафету программы «Солнечный
город» принял г. Краматорск, а за
ним последуют и другие города
Донецкой области и, возможно, всей
Украины. Так что, если Вы застали
своего ребенка, роющимся в мусорном
ведре, не пугайтесь, все нормально.
Просто Ваш ребенок стал участником
детской образовательной программы
«Солнечный город» и выполняет одно
из заданий. Главное, что мусора
теперь у Вас станет меньше.
WASTE MANAGEMENT EDUCATION FOR CHILDREN
Roslyakova Yu. V., Centre of Sustainable Development «Wind Rose», Donetsk, Ukraine
Within the framework of two Tacis
projects, the environmental education programme was introduced
containing the elements of competition in some schools of the
Donetsk oblast. The programme is called «Sun City» and is
designed to address one of the most pressing current problems,
i.e. the problem of SHW. The main idea of the programme is to
explain to children that waste is only a final link of a much
longer chain of production and consumption. The «Sun City»
programme shows children how produce minimum waste in practice,
demonstrating techniques of waste re-use and recycling.
Рослякова Юлия Викторовна, ассистент, проект ТАСИС, Центр устойчивого развития «Роза ветров», бул. Пушкина, 13, Донецк, 83000, Украина. Тел./факс (062) 338-08-21. E-mail
© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 10.07.07