Ежегодная Международная конференция "Сотрудничество для решения проблемы отходов"

Главная страница
Сведения об авторах

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Гусейнов С. Я., Институт философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджана, Баку, Азербайджан

Одна из многих причин обострения проблемы управления твердыми бытовыми отходами в Азербайджане — рост численности населения (табл. 1).

Таблица 1

Рост численности населения Азербайджана в 1995–2006 гг.

Население

Численность

1995 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

городское и сельское, тыс. чел.

7 643,5

8 081,0

8 141,4

8 202,5

8 265,7

8 347,3

8 436,4

городское

тыс. чел.

4005,6

4 107,5

4130,1

4154,3

4254,3

4298,3

4356,6

%

52,4

50,8

50,7

50,7

51,5

51,5

51,6

сельское

тыс. чел.

3637,9

3973,5

4011,3

4048,2

4011,4

4049,0

4079,8

%

47,6

49,2

49,3

49,3

48,5

48,5

48,4

Плотность населения, чел./км2

89,2

93,3

94,0

94,7

95,5

96,4

97,4

Вблизи г. Баку функционируют четыре официальных полигона: Балаханинский, Карадагский, Сураханинский и Азизбековский. Балаханинский полигон самый крупный, он занимает площадь 20 га. Каждый год сюда поступает 1,5 млн м3 ТБО. Кроме того, на Абшеронском полуострове имеется 80 неорганизованных свалок общей площадью 140 га. Вблизи г. Сумгаита расположены 19 неорганизованных свалок, занимаемая ими площадь примерно 120 га. Аналогичное положение и в других крупных городах: Гянджа, Али-Байрамлы, Нахичевань и др. Всего в республике свыше 200 полигонов ТБО, которые занимают площадь около 900 га.

Объем образования отходов зависит от сезона года. В летнее время он несколько больше. Однако точных данных по объемам образования отходов в различных регионах страны в настоящее время нет. В г. Баку в среднем образуется 1,19 м3/(чел.•год), или 223 кг/(чел.•год). Общий объем образования отходов в столице в 2006 г. составил примерно 800 000 т. Согласно прогнозам, к 2030 г. объем образования отходов повысится в 2,2 раза. В настоящее время темпы роста составляют примерно 5 % в год.

В Азербайджане развивается нормативно-правовая база управления отходами. Приняты законы «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О производственных и бытовых отходах», «Об основах градостроительства», а также Национальная программа по экологически устойчивому социально-экономическому развитию Республики Азербайджан, План комплексных мероприятий по улучшению экологического состояния и другие документы. Однако механизмы реализации принятых нормативно-правовых актов не работают.

Для оценки системы управления твердыми бытовыми отходами проведен опрос 1 000 граждан страны: 600 чел. в г. Баку; 150 чел. в г. Гянджа; 150 чел. в г. Сумгаите; 60 чел. в г. Сальяны; 40 чел. в селе Оджаглы Джабраильского района. Результаты исследования приведены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты опроса

Вопрос

Ответ

Количество ответов, %

Баку

Гянджа

Сумгаит

Сальяны

Оджаглы

Оценка санитарно-
экологической
ситуации вокруг
Вашего дома

Очень хорошо или хорошо

5,05

28,3

42,5

35,3

3,7

Удовлетворительно

33,75

41,2

35,0

43,4

90,5

Плохо или очень плохо

61,20

30,5

22,5

21,3

5,8

Основная причина
неудовлетворительного состояния санитарно-экологической
ситуации

Недостатки нормативно-правовой базы

67,5

35,3

65,4

23,8

0

Недостатки институциональной структуры

30,5

19,2

37,6

35,2

18,6

Недостатки в экологическом образовании населения

33,75

76,4

82,5

56,2

85,2

Пути улучшения
системы управления бытовыми отходами

Совершенствование нормативно-правовой базы

62,5

37,3

32,4

25,6

0

Применение экономических механизмов управления отходами (штрафы и т. п.)

25,6

31,3

48,9

55,8

18,5

Экологическое воспитание населения

20,4

44,8

25,6

61,2

88,5

Стратегия управления твердыми отходами должна включать 3 этапа:

• 2007–2008 гг. — исключить неконтролируемые свалки и процессы горения на свалках, наладить сбор и транспортировку отходов с соблюдением санитарных правил и норм, привлечь граждан к селективному сбору отходов в местах их образования, установить специальные контейнеры для селективного сбора отходов в общественных местах (аэропортах, вокзалах, больницах, школах и др.);

• 2007–2010 гг. — провести инвентаризацию отходов, создать базу данных, разработать концепцию управления отходами, отвечающую директивам ЕС, внести изменения в тарифы на услуги, связанные с управлением отходами, повысить роль местных органов власти, разработать методы поощрения участия общественности;

• 2010–2015 гг. — построить промежуточный полигон для временного хранения отходов, завершить коммерциализацию системы управления отходами, организовать сбор биогаза на полигонах твердых бытовых отходов, построить мусороперерабатывающие заводы в крупных городах страны.

SOCIAL AND LEGAL ASPECTS OF MUNICIPAL SOLID WASTE MANAGEMENT IN AZERBAIJAN

Huseynov S. Ya., Institute of Philosophy, Political and Legal Researches, National Academy of Sciences of Azerbaijan, Baku, Azerbaijan

The paper provides information on waste generation and accumulation in Azerbaijan, and lists key legislative and regulatory documents that are of relevance to waste management. It also describes a recent public survey carried out to identify the main perceived causes of poor state of waste management service infrastructure.

Главная страница

Сведения об авторах

Гусейнов Сакит Яхья оглы, д-р филос. наук, гл. науч. сотр., Институт философии и политико-правовых исследований НАН Азербайджана, просп. Г. Джавида, 31, Баку, AZ 1143, Азербайджан. Тел. (12) 438-03-14. E-mail

Rambler's Top100


© Независимое агентство экологической информации

Последние изменения внесены 22.09.08