Главная
страница
Сведения об авторах
ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Лысухо Н. А., Международный государственный экологический университет
имени А. Д. Сахарова, Минск, Республика Беларусь
Ерошина Д. М., Белорусский научно-исследовательский центр «Экология»,
Минск, Республика Беларусь
Ежегодно в Республике Беларусь образуется более 35 млн т отходов производства и
2 млн т
коммунальных отходов. Уровень использования отходов низок — 19 и 4 %
соответственно. Основное их количество размещается в окружающей среде (хранится
или захоранивается). Инвентаризация объектов размещения отходов, проведенная РУП
«БелНИЦ “Экология”», показала, что в среднем по республике не более 30 % из них
оборудованы комплексом природоохранных сооружений. На остальных объектах
складирование осуществляется непосредственно на грунты, и основная нагрузка от
воздействия отходов приходится на геологическую среду.
В течение ряда лет авторы изучили более 40 объектов размещения отходов в Минской, Витебской, Могилевской, Брестской и Гомельской областях. Исследования показали, что их влияние на окружающую среду зависит от многих факторов: морфологического и химического состава отходов, условий эксплуатации объектов, отсутствия или наличия природоохранных сооружений, срока эксплуатации объекта, объема накопившихся отходов и др.
Для выявления основных закономерностей была проведена типизация полигонов по составу и количеству накопившихся отходов.
По составу выделяются объекты, принимающие коммунальные отходы, и объекты с отходами производства — полигоны, шламонакопители, отвалы. Как правило, на объекты для коммунальных отходов вывозятся и промышленные отходы (до 10 %) — инертные и четвертого, реже — более высокого, класса опасности.
Количество отходов, поступающих на объекты размещения коммунальных отходов, определяется, в первую очередь, численностью обслуживаемого населения. Как правило, коммунальные службы принимают, что в год образуется 1 м3 отходов на человека. За все время эксплуатации на объекте может быть накоплено от нескольких тысяч до нескольких миллионов кубических метров отходов.
По размерам были выделены три группы полигонов:
– крупные (объем отходов до нескольких млн м3), принимающие отходы г. Минска;
– средние (объем — сотни тыс. м3), обслуживающие областные и крупные районные
центры;
– мелкие (десятки тыс. м3), обслуживающие районные центры и крупные поселки.
В задачу исследований входило определение степени воздействия полигонов на геологическую среду в условиях Беларуси, так как при выборе места для их размещения геолого-гидрогеологические условия площадки имеют большое значение. Защиты требуют прежде всего грунтовые воды и эксплуатируемые водоносные горизонты. При значительной расчлененности местности важную роль может играть геоморфологический фактор.
Для сравнения в каждой группе нами выбраны полигоны с различными геолого-гидрогеологическими условиями, но с примерно равными другими параметрами, а именно полигоны городов Борисов и Витебск, Червень и Кричев, Бобруйск и Жлобин.
Так, Борисовский и Витебский полигоны эксплуатируются 30–35 лет. Площади, занятые отходами, сопоставимы. Схема складирования отходов на полигонах — высотная. Высота отвала 6–10 м. Объем накопленных отходов 750 и 780 тыс. м3, примерно 70 % из них — коммунальные.
Указанные характеристики объектов сопоставимы и в каждой из двух других выбранных пар. Особенностью полигонов Бобруйска и Жлобина является то, что оба оборудованы пленочным противофильтрационным экраном.
На всех объектах проводились геохимические исследования поверхностных и подземных вод.
Интерпретация результатов гидрохимического опробования на полигонах твердых коммунальных отходов затруднена, так как фильтрат имеет весьма сложный состав. Многие высококонцентрированные компоненты присутствуют в нем не только в ионной, но и в более сложных формах. Трансформация фильтрата и загрязненных вод связана не только с химическими и физико-химическими, но и биологическими процессами. Состав фильтрата непостоянен во времени и по площади полигона, что связано с неравномерным поступлением различных компонентов отходов, а также разной динамикой высвобождения загрязняющих веществ при разложении. Кроме того, сеть наблюдательных скважин вследствие отсутствия единых требований закладывалась произвольно, и опробование подземных вод и грунтов проводилось не по единой системе, что не могло не отразиться на результатах анализов. Поэтому обычно по большинству параметров не удается построить частные схемы загрязнения с очевидной логикой интерпретации.
Учитывая это, для характеристики устойчивости геологической среды к воздействию полигонов в качестве основных гидрохимических показателей загрязнения нами взяты хлор-ион, сухой остаток, или общая минерализация, и комплекс микрокомпонентов (Mn, Cr, Cu, Ba, B). Хлор-ионы наиболее стойки к распаду или задержанию в грунтах и поэтому могут считаться индикаторами движения фильтрата, то есть показателями загрязнения им поверхностных и подземных вод. Сухой остаток (общая минерализация) отображает суммарное загрязнение проб воды различными ингредиентами, а выбранный комплекс микрокомпонентов обозначился эмпирически.
Индекс загрязнения определяли как отношение величины показателя в пробах воды, отобранных в пределах полигона или по потоку воды после полигона, к величине этого показателя в пробах до полигона или к фоновому значению показателя в пробах до строительства полигона.
Так, на Борисовском полигоне (группа средних полигонов) индексы загрязнения грунтовых вод на глубинах 8–10 м составляют по хлор-иону, общей минерализации, микрокомпонентам соответственно 308, 41 и 10,4. Водовмещающими грунтами здесь являются пески водноледникового происхождения (мощностью более 12 м), обладающие высокими фильтрационными свойствами. В то же время на Витебском полигоне индекс загрязнения хлор-ионом грунтовых вод до глубины 1 м составляет примерно 3,3, что в 90 раз ниже, чем соответствующий индекс на Борисовском полигоне. Основание полигона слагают супеси и суглинки моренные мощностью более 20 м с относительно низким коэффициентом фильтрации, в пределах которых грунтовые воды не встречены. Залегающий под ними водоносный горизонт, опробованный на глубине 30 м, не загрязнен, то есть вода соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
На обследованном Червенском полигоне (из группы мелких) индексы загрязнения грунтовых вод по хлор-иону, общей минерализации и микроэлементам составляют 25, 41 и 32,2 соответственно. Водовмещающими породами, как и на Борисовском полигоне, являются пески. На другом полигоне этой же группы — Кричевском, где в основании отходов залегают супеси и суглинки моренные, — индексы загрязнения по выбранным показателям составляют 1,3; 2,5 и 3,9. Это на порядок ниже, чем на Червенском полигоне. Причем отбор проб грунтовой воды на Кричевском полигоне осуществлялся на меньших глубинах.
На Бобруйском и Жлобинском полигонах, где основания карт обустроены пленочными экранами, а состав грунтов и строение геологического разреза под экранами различны, индексы загрязнения по выбранным показателям сопоставимы и не превышают 1,3–4,6.
Обобщая результаты исследований, можно сделать следующие выводы. Супеси и суглинки моренные, широко развитые с поверхности на территории Беларуси, служат относительно хорошим барьером на пути проникновения загрязняющих веществ в грунты и подземные воды. По надежности геологический барьер может быть сопоставим с искусственными противофильтрационными пленочными экранами.
ENVIRONMENTAL IMPACTS OF LANDFILL SITES
Lysukha N. A., International Sakharov Environmental University, Minsk, Belarus
Yeroshina D. M., Belarus Research Center «Ecology», Minsk, Belarus
The paper presents the results of the study into the impacts of waste disposal sites on the geological environment and groundwater resources. The following target parameters were selected to characterize the ability of geological environment to assimilate the impacts associated with waste sites: chlorine ions, dry residues (total mineralization) and a range of trace metals (Mn, Cr, Cu, Ba, B).
The study has demonstrated that sandy loams and drift clays provide a good
barrier preventing the migration of pollution in soil and groundwater. The
reliability of natural lining system based on these soil types is comparable
with that of the artificial film lining.
Лысухо Наталья Александровна, канд. техн. наук,
ученый секретарь, Научно-исследовательский институт экологических проблем
Международного государственного экологического университета имени А. Д.
Сахарова, ул. Долгобродская, 23, Минск, 220009, Беларусь. Тел. (17) 230-54-14,
факс (17) 230-68-97.
E-mail
Ерошина Диана Михайловна, канд. геол.-минерал. наук, ст. науч. сотр.,
Белорусский научно-исследовательский центр «Экология», ул. В. Хоружей, 31А,
Минск, 220002, Беларусь. Тел./факс (17) 334-76-09.
E-mail
© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 24.08.08