Главная
страница
Сведения об авторах
ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА КОРАБЛЯМИ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ
Ратушняк И. А., Трушляков Е. И., Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова, Николаев, Украина
Предотвращение загрязнения Мирового океана как важнейшая составная часть проблемы защиты окружающей среды в настоящее время превращается в одну из главных сфер международного сотрудничества и правовой деятельности государств.
Регулирование взаимоотношений между странами-участницами международных конвенций, соглашений и правил по предупреждению загрязнения Мирового океана усложняется, когда речь идет о военно-морских силах (ВМС). Это объясняется как объективными причинами, связанными со спецификой целей и задач ВМС по обеспечению морской обороны и безопасности своих стран, так и рядом субъективных факторов, обусловленных политическими, экономическими и идеологическими причинами.
Отсутствие свободного пространства, необходимость минимизации массы, габаритов и энергопотребления, ограничения по шумовым, вибрационным и электромагнитным характеристикам, а также требования к применяемым материалам и комплектующим, обеспечению взрыво- и пожаробезопасности, секретность и другие факторы резко ограничивают возможности комплектации оборудования для защиты морской среды на кораблях ВМС по сравнению с гражданскими судами.
Автономность плавания боевых надводных кораблей составляет 30–60 дней, подводных лодок — несколько месяцев, в то время как гражданские суда редко находятся вне портов более 1–2 недель. По сравнению с гражданскими судами хранение и складирование отходов на кораблях ВМС — намного более сложная проблема, которая при ведении боевых операций еще более обостряется в связи с горючестью ряда материалов (например, макулатуры, пластика и др.).
Надводные корабли ВМС достаточно часто снабжаются непосредственно в море топливом, маслом, продовольствием, другими материалами в соответствующей упаковке, в связи с чем происходит накопление отходов. Виды этих отходов зависят от назначения и размеров корабля. Например, суда обеспечения амфибийных десантных кораблей оснащены большими медицинскими площадями для амбулаторного лечения и потому генерируют значительное количество медицинских отходов. Морфологические составы отходов, образующихся на ремонтных судах и промышленных предприятиях, достаточно похожи. Номенклатура, количество и некоторые характеристики отходов, генерируемых кораблями (на примере ВМС США), приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Генерация твердых отходов на кораблях ВМС, кг/(чел.·сут)
Вид отходов |
Корабли |
|||
большие
|
береговой
|
Подводные лодки |
||
USS |
USS |
|||
Пищевые |
0,551 |
0,3 |
– |
– |
Бумага, картон |
0,5 |
0,5 |
0,113 |
0,3 |
Металл, стекло |
0,25 |
0,275 |
0,1 |
0,2 |
Пластмасса |
0,09 |
0,091 |
0,041 |
0,09 |
Древесина |
0,005 |
0,004 |
– |
– |
Текстиль |
0,054 |
– |
– |
– |
Всего |
1,45 |
1,17 |
0,254 |
0,59 |
Таблица 2
Характеристики отходов на надводных кораблях ВМС
Вид отходов |
Источник отходов |
Расчетные нормативы |
Фекальные |
Туалеты, сборники урины, писсуары, унитазы и т. п. |
115 л /(чел. · сут) для
традиционных систем сбора,
хранения |
Бытовые |
Душевые, прачечные, моечные, ванны, бани, камбуз и т. п. |
115 л/(чел. · сут) |
Трюмные, |
Протечки валопровода, уплотнений, конденсатоотводчики, конденсат, утечки, просачивание из оборудования и систем МКО |
7 500–11 500 л/сут |
Твердые отходы |
Упаковка, отработанные и использованные материалы и предметы, оборудование, приготовление пищи и т. д. |
1,45 кг /(чел. · сут) |
Опасные |
Ремонт, боевое функционирование и операции |
В зависимости от класса корабля |
Выбросы |
Движительная система, СЭУ, холодильная установка, система кондиционирования и т. д. |
|
Медицинские |
Госпиталь, санчасть, лазарет, дентальные отходы |
Различные |
На подводных лодках из-за ограниченности пространства, отсутствия свободного доступа к атмосфере и других факторов проблема накопления отходов стоит еще более остро.
Корабли ВМС не включены в требования МАРПОЛ (International Convention for Prevention of Pollution from Ships). Однако Конгресс США, Национальный исследовательский совет, Агентство по охране окружающей среды и другие организации требуют от командования ВМС выполнения отдельных положений и резолюций МАРПОЛ, а также соответствующих национальных документов (Marine Plastic Pollution Research and Control Act 1987, National Defence Authorization Act 1994 и др.).
В 2005 г. опубликован документ ABS Naval Vessel Rules, в который впервые введены правила контроля и предупреждения загрязнения морской среды кораблями ВМС. Применение положений МАРПОЛ к кораблям и судам ВМС (на примере США) проиллюстрировано в табл. 3 и 4.
На кораблях ВМС система обращения с отходами должна предусматривать их сбор и транспортировку из мест образования и складирования, сортировку для предотвращения взаимного загрязнения и смешивания, стабилизацию для обеспечения длительного хранения, регенерацию.
Целесообразность регенерации зависит от наличия технической возможности проведения соответствующего процесса, физического состояния материала, длительности рейса и других факторов. Для кораблей с малой автономностью плавания (например, кораблей береговой охраны) достаточно собирать и стабилизировать отходы.
Таблица 3
Статус Приложений МАРПОЛ и отношение к ним ВМС
Приложения МАРПОЛ 73/78 |
Область применения |
Международный
статус/ |
Предотвращение
загрязнения |
Загрязнение
нефтью |
Ратифицировано/Применимо |
Предотвращение
загрязнения |
Ядовитые жидкие вещества (вредные вещества, перевозимые наливом) |
Ратифицировано/Применимо |
Предотвращение загрязнения вредными веществами, перевозимыми в упакованном виде |
Опасные
материалы, |
Ратифицировано/Применимо |
Предотвращение загрязнения льяль-ными и сточными водами с судов |
Льяльные и сточные воды |
Ратифицировано/Не применимо |
Предотвращение
загрязнения |
Мусор (твердые отходы) |
Ратифицировано/Применимо
|
Предотвращение
загрязнения |
Загрязнение атмосферы |
Ратифицировано/Не применимо |
Конвенция по балластным водам |
Сброс балластных вод |
Не ратифицировано/Не применимо |
Таблица 4
Требования к контролю и переработке различных типов отходов на кораблях ВМС
Вид отходов/источник образования |
Требования |
|
Жидкие |
Нефть и нефтесодержащие воды |
Определяются |
Фекальные сточные воды |
Ограничено 12-мильной зоной |
|
Бытовые сточные воды |
Определяются |
|
Балластные воды |
Определяются |
|
Твердые |
Пищевые отходы |
Ограничено 12-мильной зоной |
Бумага и картон |
Ограничено
12-мильной зоной и особыми |
|
Металл и стекло |
Ограничено
12-мильной зоной и особыми |
|
Пластмасса |
Запрещено сбрасывать |
|
Опасные материалы |
Запрещено сбрасывать |
|
Инфицированные
|
Запрещено сбрасывать |
|
Газообразные |
СЭУ |
Ограничения не предполагаются |
Инсинераторы |
Выполнение требований Приложения 5 по кислороду, монооксиду углерода, температуре и задымлению |
|
Озоноопасные вещества |
Запрещены к использованию |
|
Органические составы |
Ограниченное использование |
На кораблях ВМС следует применять процессы, при которых газы генерируются в минимальных количествах или содержатся в виде растворов. В качестве методов стабилизации твердых отходов рекомендуются компактирование, высушивание, замораживание и охлаждение или нагрев в увлажненном состоянии, для жидких отходов — травление металлсодержащими соединениями, окисление перекисью водорода или серебром II (электрохимическое сжигание).
Основной критерий обоснования и выбора концепции построения комплекса санитарно-бытового оборудования для кораблей ВМС — стремление добиться максимальной экологической чистоты среды обитания и наиболее полного удовлетворения физиологических потребностей экипажа.
Общая концепция системы безопасного обращения с отходами на кораблях ВМС состоит в тщательном контроле и раздельном сборе отходов в месте их образования и стабилизации биологически активных отходов методами, адекватными длительности рейса (автономности плавания).
SPECIFIC ASPECTS AND ISSUES ASSOCIATED WITH THE PREVENTION OF WORLD OCEAN POLLUTION BY NAVAL FORCES
Ratushnyk I. A., Trushlyakov E. I., Admiral Makarov National University of Shipbuilding, Mykolaiv, Ukraine
The problem of relationships between countries that are parties to the conventions, agreements, and rules regarding the control and prevention of the World Ocean’s water pollution by their naval forces is discussed in the paper. The paper also examines various strategic and tactic aspects of preventing the environmental pollution by naval ships.
Ратушняк Игорь
Александрович, канд. техн.
наук, доц., кафедра судовых
энергетических установок,
Национальный университет
кораблестроения имени адмирала
Макарова, просп. Героев
Сталинграда, 9, Николаев, 54025,
Украина. Тел. (0512) 36-82-52. E-mail
Трушляков Евгений Иванович,
канд. техн. наук, доц., Национальный
университет кораблестроения имени
адмирала Макарова, просп. Героев
Сталинграда, 9, Николаев, 54025,
Украина. Тел. (0512) 47-64-27. E-mail
© Независимое агентство экологической информации
Последние изменения внесены 22.09.08