Ежегодная Международная выставка и конференция WasteECo


Главная страница
Доклады
Сведения об авторах

Особенности подачи золы уноса в технологический процесс производства бетона

 

Буравчук Н. И., Гурьянова О. В., Окороков Е. П., Павлова Л. Н.,  Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики им. И. И. Воровича Южного федерального университета,  Ростов-на-Дону, Россия

 

Использование золы уноса в технологии производства бетонов  снижает расход цемента и песка, улучшает реологические свойства бетонной смеси, повышает качественные показатели продукции. Вместе с тем возникают трудности санитарно-гигиенического характера, связанные с необходимостью герметизации внутризаводских транспортных трактов и технологического оборудования, а также  усиленной аспирации рабочих мест.

 

Транспортировать золу уноса следует в закрытых транспортных средствах, хранить — в закрытых складах. Технологии приготовления обычного бетона и с добавкой золы уноса в основном сходны. Главное отличие состоит в необходимости  устройства для приема золы из вагонов типа «хоппер» или цементовозов с пневмоподачей ее на силосный склад и бетоносмесительный узел (БСУ), который нужно реконструировать. Затраты на реконструкцию действующего предприятия минимальны, поскольку используются в основном те же транспортные средства и технологическое оборудование, что и для типовых проектов подачи цемента на БСУ.

 

На Батайском заводе железобетонных конструкций (Ростовская область) проведена реконструкция БСУ. Схема опытно-промышленной установки присадки золы показана  на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Опытно-промыщленная установка присадки золы:

1 — цементовоз; 2 — пневматический насос; 3 — шибер эластичный; 4, 5 — золовод; 6 — циклон-пылеосадитель; 7 — силос для золы; 8 — донный пневморазгружатель; 9 — пневмоструйный насос; 10 — циклон с конусом; 11 — инерционный пылеуловитель; 12 — регулируемый циклонный аппарат; 13 — дефлектор; 14 —  бункер-накопиттель; 15 — бункер запаса золы; 16 — ячейковый питатель; 17 — дозатор АВДЦ-425; 18 — приемная воронка с перекидным клапаном; 19 — течка загрузки бетоносмесителя С-302; 20 — бетоносмеситель С-302; 21 — двухсекционный аэропитатель; 22 — вибратор; 23 — группа циклонов

 

 

При проектировании пневмотранспортной технологической линии присадки золы особое внимание уделили эффективности аспирационных систем склада и бункера-накопителя материала. По сравнению с цементом зола уноса более высокодисперсная и летучая, что обусловливает трудность извлечения ее пылевидных частиц из газового потока.

 

Надежное улавливание и осаждение золы газоочистительной установкой (рис. 2) достигают за счет очистки газа в газоотводящем тракте.

 

 

 

Рис. 2. Участок аспирационной системы БСУ:

1 — цементо- и золопровод; 2 — бункер запаса цемента; 3 — бункер запаса золы; 4, 6 — инерционный пылеуловитель; 5 — циклон с конусным коагулятором; 7 — регулируемый циклонный аппарат МРЦ-1; 8 — бункер-накопитель; 9 — затвор; 10 – шибер эластичный

 

Наиболее грубую пыль воздуха из силосов улавливает бункер-осадитель. Тонкие фракции золы выносятся газом через выходной штуцер и задерживаются в циклонах и фильтрах. После циклонов воздушно-зольная смесь попадает на инерционную пылеуловительную установку, которая работает по принципу многократного изменения скорости и направлений движения воздушно-зольной смеси, проходящей через систему щелевых камер, последовательно собранных в вертикальную 4-секционную колонку. Под действием инерционных и электростатических сил взвешенные частицы золы коагулируют, теряют кинетическую энергию и осаждаются на наклонной плоскости заслонок, откуда осыпаются в бункер. Усовершенствование линии аспирационной системы — установка регулируемого циклонного аппарата МРЦ-1. Его конструктивная  особенность — наличие дополнительного конуса-коагулятора, увеличивающего скорость газового потока и создающего турбулентность, усиливающую эффект пылезадержание. Пройдя через конус-коагулятор, зола попадает в обратный (расширяющийся книзу) конус. Скорость потока уменьшается, и скоагулированные частицы золы оседают в приемный бункер. Эксплуатационные характеристики аспирационной системы приведены в таблице.

 

Основные показатели работы аспирационной системы

 

Место в системе

Показатель

Название

проектный

пусконаладочный

фактический

Вход

Производительность по газу (воздуху), тыс. м3/год

2 000

1 832

1 832

Выход

2 100

1 875

1 875

Вход

Концентрация вредных веществ в очищаемых газах (воздухе), г/м3

 

20,00

23,68

23,68

Выход

1-я ступень

6,60

8,22

8,22

2-я ступень

2,77

3,69

3,69

3-я ступень

0,42

0,62

0,62

4-я ступень

0,099

0,157

0,157

1-я ступень

Эффективность пылеочистки, %

67,0

65,3

65,3

2-я ступень

58,0

55,1

55,1

3-я ступень

85,0

83,4

83,4

4-я ступень

76,0

74,5

74,5

 

 

Features of Fly Ash Use in Concrete Production Process

 

Buravchuk N. I., Guryanova O. V., Okorokov E. P., Pavlova L. N., I. I. Vorovich Research Institute of Mechanics and Applied Mathematics, the South Federal University, Rostov-on-Don, Russia

 

The advantages of fly ash use in the technology of heavy concrete production are shown. The experimental unit for ash addition in the manufacturing process and the principle for ash dry sampling catching are described. The operation parameters of aspiration system are given.

 

Главная страница
Доклады

 

Сведения об авторах

Буравчук Нина Ивановна, канд.  хим. наук, ст. науч. сотр., зав. лабораторией ресурсосберегающих технологий, Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики им. И. И. Воровича Южного федерального университета, просп. Стачки, 200/1, Ростов-на-Дону, 344090, Россия. Тел. +7 (863) 297-52-24. E-mail                                    

Гурьянова Ольга Владленовна, ст. науч. сотр.,  Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики им. И. И. Воровича Южного федерального университета, просп. Стачки, 200/1, Ростов-на-Дону, 344090, Россия. Тел. +7 (863) 297-52-24

Окороков Евгений Петрович, вед. технолог, Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики им. И. И. Воровича Южного федерального университета, просп. Стачки, 200/1, Ростов-на-Дону, 344090, Россия. Тел. +7 (863) 297-52-24

Павлова Лидия Николаевна, вед. инженер, Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики им. И. И. Воровича Южного федерального университета, просп. Стачки, 200/1, Ростов-на-Дону, 344090, Россия. Тел. +7 (863) 297-52-24


 


© Независимое агентство экологической информации