Отходы > > >

Сведения об авторах

Получение ингибиторов трипсина и химотрипсина из отходов производства соевого изолята

Хабибулина Н. В., Красноштанова А. А., Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Москва, Россия

Бобовое растение соя (лат. Glycine max) — ценное сырье для получения продуктов пищевого и промышленного назначения, среди которых один из наиболее ценных — соевый белок (изолят). При его производстве из белого лепестка образуется значительный объем сточных вод (при ультраконцентрировании экстракта белковых веществ — пермеат), содержащих низкомолекулярные фракции белковых веществ, из которых основные — ингибиторы трипсина и химотрипсина. Ингибиторы обладают радиопротекторными, иммуностимулирующими и антиканцерогенными свойствами.

Цель работы — подбор оптимальных условий для выделения ингибиторов из сточных вод производства соевого изолята, что позволит уменьшить экологическую нагрузку на окружающую среду и получить ценный продукт.

В ходе исследований экстрактов белковых веществ белого лепестка установлено следующее:
   накопление ингибиторов в экстракте происходит симбатно с накоплением белковых веществ;
   в интервале 20—45 °С температура экстракции не оказывает существенного влияния на содержание белка и ингибиторов в экстракте;
— степень извлечения ингибиторов при щелочной экстракции примерно в 1,5 раза выше, чем при кислотной (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Степень ингибирования трипсина и химотрипсина ингибиторами в составе щелочного и кислого экстрактов:
 

Соевые ингибиторы термолабильны. Практически полная их инактивация (93—95 %) достигается при прогреве экстрактов в течение 15 мин до температуры 90 °С. Экстракт, полученный после прогрева, можно направить на получение белкового изолята.

Для выделения ингибиторов была выбрана кислотная экстракция, поскольку процесс предполагается проводить в ходе получения белкового изолята. Из кислотного экстракта получают изолят лучшего качества, чем из щелочного. Щелочной экстракт сильнее окрашен, в нем возможно образование токсичных продуктов — оснований Шиффа. Выделение ингибиторов в очищенном виде проводили по следующей схеме. Экстракт из белого лепестка концентрировали в 2,5 раза на ультрафильтрационной ячейке (мембрана с размером пор 100 кДа). Концентрат направляли на получение белкового изолята, а пермеат — на выделение ингибиторов.

Молекулярная масса высокомолекулярных соевых белков превышает 50 кДа. Молекулярная масса соевых ингибиторов Кунитца 20—25 кДа, ингибиторов Баумана-Бирка 6—10 кДа. В результате ультрафильтрации на мембране с размером пор 100 кДа 75—80 % ингибиторов переходят в пермеат.

На следующем этапе для разделения ингибиторов проводили ультрафильтрацию пермеата с использованием мембраны с размером пор 20 кДа. Установлено, что пермеат после мембраны содержит только ингибитор Баумана-Бирка, а концентрат — оба ингибитора.

Полученные концентрат и пермеат исследованы методом гель-хроматографии на колонке, заполненной сефадексом 0-50 (диапазон разделяемых молекулярных масс от 1,5 до 30 кДа). На хроматограмме концентрата получены два ярко выраженных пика, по молекулярным массам соответствующих ингибиторам Кунитца и Баумана-Бирка (рис. 2).

Рис. 2. Гель-хроматограмма концентрата, полученного на мембране 20 кДа:
1 проба концентрата после мембраны; 2, 3, 4 — соответственно пробы, полученные после 1, 2 и 3-й диафильтрации концентрата

На хроматограмме пермеата получен один выраженный пик, соответствующий ингибитору Баумана-Бирка (рис. 3).

Рис. 3. Гель-хроматограмма пермеата, полученного на мембране 20 кДа

Для очистки концентрата от ингибитора с меньшей молекулярной массой использован метод диафильтрации. Концентрат разбавляли равным объемом дистиллированной воды и подавали на ультрафильтрационную ячейку с мембраной 20 кДа. Как видно из таблицы, диафильтрацию целесообразно проводить дважды.

Содержание ингибитора Баумана-Бирка в концентрате до и после диафильтрации
 (в единицах оптической плотности, соответствующей пику на хроматограмме)

Исследуемый экстракт Содержание ингибитора
Баумана-Бирка
исходный 0,67
после диафильтрации первой 0,24
второй 0,І6
третьей 0,І4

 

Ингибитор Кунитца растворим в воде, а Баумана-Бирка — в спирте. Из промытого диафильтрацией концентрата ингибитор Кунитца осаждали этиловым спиртом. Оптимальный гидромодуль для данного процесса 1 : 1. Выделение ингибитора Баумана-Бирка из пермеата проводили путем осаждения ацетоном. Оптимальный гидромодуль 1 : 2.

Осадки были высушены и проверены на ингибирующую активность с помощью контрольного гидролиза. При добавлении ингибитора Кунитца наблюдалось ингибирование трипсина на 40 %, а ингибирование химотрипсина практически отсутствовало. При добавлении ингибитора Баумана-Бирка имело место заметное ингибирование как трипсина, так и химотрипсина. Полученные результаты соответствуют литературным данным.

При получении белкового изолята возможен возврат пермеата на стадию экстракции после ультрафильтрации с использованием мембраны 100 кДа. Этот прием обеспечивает увеличение белковых веществ в экстракте без потери питательных свойств белкового изолята и накопления токсичных продуктов. Для кислотной экстракции возможен 4-кратныгй возврат, а для щелочной — 2-кратный. Такое решение применимо и для выделения соевых ингибиторов, поскольку они извлекаются симбатно с белковыми веществами. Выбор кислотной экстракции обусловлен, в том числе, большей кратностью возврата пермеата на стадию экстракции.

Изучение других возможных путей выделения ингибиторов в промышленных условиях, а также свойств полученных ингибиторов будет предметом дальнейших исследований.

Реализация предложенной технологии переработки позволит в 3—4 раза снизить ХПК сточных вод производства соевого изолята и получить ценные продукты.

Manufacturing Trypsin and Chymotrypsin Inhibitors from Soybean Isolate Production Waste

Khabiboulina N. V., Krasnoshtanova A. A., D. I. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

The optimal conditions for industrial manufacturing trypsin and chymotrypsin inhibitors from sewage of soybean protein isolate production have been selected.



Сведения об авторах

Хабибулина Наталья Викторовна, магистр, кафедра биотехнологии, Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Миусская пл., 9, Москва, 125047, Россия. Тел. (495) 495-23-79, моб. (926) 117-14-63. E-mail
Красноштанова Алла Альбертовна, канд. хим. наук, доц., кафедра биотехнологии, Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Миусская пл., 9, Москва, 125047, Россия. Tел. (495) 495-23-79. E-mail


© Последние изменения внесены 30.09.09



© EcoInform