Отходы > > >

Сведения об авторах

Десорбция U(VI) с монтмориллонита, на поверхности которого осаждены гидроксиды алюминия и железа

Кобец С. А., Пшинко Г. Н., Боголепов А. А., Институт коллоидной химии и химии воды им. А. В. Думанского Национальной академии наук Украины, Киев, Украина

Развитие ядерной промышленности должно быть обеспечено высокоэффективными технологиями защиты окружающей среды. Наиболее опасные природные радионуклиды — актиноиды, в частности уран. Он отличается токсичностью, вызванной химическим и радиационным фактором, и подвижностью, обусловленной высокой склонностью к комплексообразованию. Миграция радионуклидов часто определяется совместным действием органических и минеральных компонентов, поскольку на положительно заряженных центрах поверхности минералов могут сорбироваться гумусовые вещества, осаждаться окислы и гидроксиды железа, алюминия и т. п. При сорбции радионуклидов глинистые минералы играют пассивную роль матрицы.

Цель работы — исследование десорбции U(VI) с образцов природного минерала монтмориллонита, наиболее типичного глинистого компонента почв.

На поверхности образца М-0 отсутствовали осажденные гидроксиды Al(III) и Fe(III). На поверхности образцов MAl-5 и MFe-5 осаждены соответственно гидроксиды Al(III) и Fe(III) с массовой долей по металлу 5 %. Содержание U(VI) на поверхности минерала 6 мг/г.

В качестве десорбирующих агентов исследованы водные растворы ЭДТА, лимонной и щавелевой кислот, а также карбоната натрия как специфического комплексообразователя для актиноидов, особенно для U(VI), образующего растворимые карбонатные комплексы.

Для всех образцов максимальная степень десорбции (~ 80 %) наблюдается в кислых водных растворах. С увеличением рН остаточное содержание урана практически линейно повышается до 100 %, что свидетельствует об образовании прочных уранильных поверхностных внутрисферных комплексов.

Выщелачивающая способность реагента определяется его концентрацией, рН раствора и, главным образом, устойчивостью образующихся комплексных соединений урана. Установлено, что по эффективности десорбции U(VI) с поверхности образцов комплексообразующие можно расположить в ряд: лимонная кислота > щавелевая кислота > ЭДТА > карбонат натрия.

Для образца М-0 десорбция урана растворами ЭДТА в области рН ~ 4,0 обусловлена образованием растворимой трилонатной формы UO2HL-. Для образцов МAl-5 и MFe-5, кроме реакций десорбции, вероятно взаимодействие лиганда с поверхностью монтмориллонита, не связанное с ионами урана, а также вторичное связывание растворенных комплексов MeL поверхностью. Это оказывает негативное влияние на процесс десорбции. Остаточное содержание урана в образцах МAl-5 и MFe-5 по сравнению с М-0 увеличивается, и степень десорбции соответственно уменьшается. В нейтральной и слабощелочной области рН (6,0–9,0) степень десорбции U(VI) мала. Образуется растворимый комплекс UO2L2-, склонный к повторной сорбции вследствие особенности строения. Для всех образцов и реагентов наблюдается снижение остаточного содержания урана при рН > 9,0, связанное с образованием растворимых карбонатных комплексов UO2(CO3)22- и UO2(CO3)34-.

Наиболее эффективный десорбирующий агент в нейтральной области рН — лимонная кислота. Это обусловлено образованием прочных анионных цитратных растворимых форм UO2cit- и (UO2)2(cit)22-. Кроме того, в присутствии лимонной кислоты происходит растворение аморфных гидроксидов трехвалентных металлов. Для образца МFе-5 в области рН < 3,5 преобладает образование катионных комплексов UO2Fе(OН)сії+, а в области 4,5 < рН < 9,0 — анионных иUO2Fе(OН)2(сії)23-. При повышении рН эти комплексы разрушаются вследствие выпадения в осадок гидроксида трехвалентного железа.

На рис. 1 показаны результаты исследований распределения форм U(VІ) в водном растворе в присутствии лимонной кислоты (образец МFе-5).

Рис. 1. Распределение форм U(VI) в равновесном водном растворе в зависимости от рН

Концентрации лимонной кислоты, U(VІ) и ионов Fe(III) составляли соответственно 5·10-4, 5·10-5 и 2,8·10-5 М. Раствор от контакта с воздухом не защищали, специально карбонат-ионы в него не вводили.

Для образца МАl-5 реакции аналогичны.

На рис. 2 представлены результаты исследований процесса десорбции U(VІ)  с поверхности образцов при различных концентрациях лимонной кислоты. Условия проведения экспериментов: рН = 4; ионная сила раствора, созданная с помощью NaClO4, составляет 0,01 М; масса минерала 0,1 г; объем раствора 50 мл.

Рис. 2. Зависимость остаточного содержания и(У1) на поверхности образцов от отношения молярных концентраций цитрат-ионов и уранил-ионов:
1 — М-0; 2 — МАl-5; 3 — МFе-5

Для образцов М-0, МАl-5 полное выщелачивание достигается при 5-кратном избытке лимонной кислоты по отношению к урану, в то время как для образца МFе-5 даже при 15-кратном избытке реагента вымывается не более 80 %.

Десорбция урана в присутствии щавелевой кислоты наиболее полно протекает при рН < 6,0, что отвечает образованию анионных оксалатных растворимых комплексов UO2(ох)22-. Комплексы UO2(ох)22- существуют и при более высоких значениях рН (6,0-8,0). Однако в этой области возможно связывание оксалат-ионов в нерастворимые соединения с ионами кальция, присутствующими в системе в качестве обменных ионов монтмориллонита. В результате в нейтральной области рН степень десорбции урана снижается. При рН > 8,0 уран практически не десорбируется.

Образование растворимых ди- и трикарбонатных комплексов UO2O3)22- и UO2O3)24- позволяет использовать в качестве выщелачивающего реагента карбонат натрия. При 100-кратном избытке реагента на образцах М-0, МАl-5 и МFе-5 остается соответственно 5, 10 и 35 % урана. Значительное остаточное содержание для МFе-5 обусловлено образованием на поверхности оксидов и гидроксидов железа тройных комплексов с участием урана и карбонат-ионов, что отмечали многие авторы.

Таким образом, установлено значительное влияние на процесс десорбции урана как осажденных на поверхности минералов гидроксидов трехвалентных металлов (Fе, Аl), которые повышают иммобилизацию U(VI), так и комплексообразующих лигандов, которые усиливают подвижность радионуклидов за счет образования растворимых комплексных соединений. Установлены некоторые особенности использования органических веществ для десорбции U(VI) из почв, содержащих глину. В области 6,0 < рН < 8,0 из изученных реагентов наиболее эффективны растворы лимонной кислоты. Они безопасны для окружающей среды, их можно применять для извлечения других загрязняющих элементов, способных образовывать комплексные соединения с гидроксикислотами.

Desorption of U(VI) from Montmorillonite with Aluminium and Iron Hydroxides Adsorbed on its Surface

Kobets S. A., Pshinko G. N., Bogolepov А. А., A. V. Dumanskiy Institute of Colloid and Water Chemistry, National Academy of Sciences of Ukraine, Kyiv, Ukraine

The authors have studied the number of reagents for deactivation of clay-containing soils. Evaluated on efficiency of uranium desorption from the surface of test specimens the ligands should be arranged as follows: citric acid > oxalic acid > EDTA > sodium carbonate.



Сведения об авторах

Кобец Светлана Алексеевна, аспирантка, Институт коллоидной химии и химии воды им. А. В. Думан-ского НАНУ, б-р Академика Вернадского, 42, Киев-142, 03680, Украина. Тел. (044) 424-33-89
Пминко Галина Николаевна, канд. хим. наук, и. о. зав. отделом радиохимии и экологии, Институт коллоидной химии и химии воды им. А. В. Думанского НАНУ, б-р Академика Вернадского, 42, Киев-142,
03680, Украина. Тел. (044) 424-33-89. E-mail
Боголепов Андрей Анатольевич, канд. хим. наук, науч. сотр., отдел радиохимии и экологии, Институт коллоидной химии и химии воды им. А. В. Думанского НАНУ, б-р Академика Вернадского, 42, Киев-142, 03680, Украина. Тел. (044) 424-33-89


© Последние изменения внесены 03.06.09



© EcoInform