Отходы > > >

Сведения об авторах

Улучшение свойств органических дорожных вяжущих добавками отходов синтетических полимеров

Шарыпов В. И., Береговцова Н. Г., Институт химии и химической технологии Сибирского отделения Российской академии наук, Красноярск, Россия
Кузнецов Б. Н.,
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

Низкая трещиностойкость асфальтовых дорожных покрытий и невысокая устойчивость к деформации при интенсивной нагрузке во многом определяются недостатками используемых для их приготовления товарных окисленных битумов: малой растяжимостью, низкой температурой размягчения, повышенной температурой хрупкости. Для улучшения свойств нефтяных битумов применяют модифицирующие добавки синтетических термопластичных полимеров и эластомеров, а также отходов их производства. Важная проблема модифицирования — способ введения полимера в битум и создание стабильных гомогенных полимербитумных композиций. В типичных условиях производства асфальта растворение большинства синтетических полимерных материалов в нефтяных битумах затруднено. Поэтому при модифицировании битума полимер предварительно растворяют в органических растворителях (обычно нефтяного происхождения) с последующим добавлением модификатора к вяжущему. Однако этот метод не может быть применен при использовании в качестве модификаторов полимерных материалов, имеющих ограниченную растворимость либо нерастворимых в нефтяных продуктах. К их числу относятся отходы производства маслостойких сортов каучука, материал отработанных изделий из резины на основе такого каучука, в том числе автомобильные шины, эффективные методы утилизации которых в настоящее время отсутствуют.

В ИХиХТ СО РАН совместно с СФУ разрабатывают способы модифицирования дорожных битумов, основанные на термическом растворении синтетических полимерных материалов в смеси с ископаемыми углями либо в жидких продуктах превращения углей. Было показано, что качественные вяжущие для дорожного строительства можно получить путем термического растворения бурого угля и ряда синтетических полимерных материалов (полиэтилена, полипропилена, отходов резины различных марок) в остатках дистилляции нефти при 350—380 °С. Высококипящий остаток, содержащий до 25 мас. % продуктов термодеструкции полимеров, соответствовал требованиям к нефтяным дорожным битумам и имел оптимальное соотношение масел, смол и асфальтенов. Продукт можно использовать в качестве вяжущего для дорожного строительства без выделения из него нерастворившейся части угля и минеральных компонентов, что упрощает технологию его приготовления. Данный метод позволяет применять для модифицирования вяжущих широкий спектр полимерных материалов, в том числе нерастворимых в нефтяных битумах при умеренных температурах.

Большой практический интерес представляют разработка и производство модификаторов, которые можно транспортировать на значительные расстояния, легко смешивать в требуемом количестве с нефтяными битумами при температурах 120–180 °С непосредственно в процессе приготовления асфальта. Для создания таких модификаторов проведены исследования растворимости маслостойких каучуков в жидких продуктах термопревращения углей, отличающихся от продуктов нефтяного происхождения повышенным содержанием ароматических углеводородов.

Установлено, что оптимальная концентрация полимера в растворе (модификаторе битумов) составляет 25–30 мас. %. При такой концентрации процесс растворения протекает быстро (менее 1 ч), а полученный модификатор хорошо смешивается с нефтяными битумами при нагревании. Образцы битумов, модифицированные каучуксодержащими компонентами, характеризуются повышенным содержанием асфальтенов и смол. Асфальтены обеспечивают твердость битума и высокую температуру размягчения, а смолы — тягучесть и эластичность. Испытания показали, что модификаторы, полученные путем растворения маслостойких каучуков и отходов их производства (коагулюма) в продуктах полукоксования каменного угля и терморастворения бурого угля, снижают температуру хрупкости битума и увеличивают растяжимость, особенно при температуре 0 °С (рис. 1). Это позволит получать асфальтобетон, устойчивый к образованию трещин в зимний период. Модификаторы, при приготовлении которых в качестве растворителя использовали продукты гидрогенизации бурого угля, не снижают температуру хрупкости, но увеличивают растяжимость битума при температуре 25 °С, улучшая его деформационные свойства.

Рис. 1. Зависимость от содержания модификатора:
а — растяжимости композиционного вяжущего при температурах 25 и 0 °С; б — температуры хрупкости по Фраасу:
 
x — исходный битум БНД 90/130; 1 — битум + модификатор, содержащий 30 мас. % коагулюма, 70 мас. % смолы полукоксования каменного угля; 2 — битум + модификатор, содержащий 30 мас. % каучука, 70 мас. % высококипящих продуктов терморастворения бурого угля в нефтяных остатках

По сравнению со смесями на исходном битуме мелкозернистые щебеночные асфальтобетонные смеси, приготовленные на модифицированном вяжущем оптимального состава, имеют значительно больший предел прочности при сжатии при температурах 20 и 50 °С, а также более высокие коэффициенты водостойкости при кратковременном (1 сут) и длительном (14 и 30 сут) водонасыщении (рис. 2). Это позитивно влияет на теплостойкость и погодоустойчивость асфальтобетонного покрытия в условиях высоких температур и обильных осадков.

Рис. 2. Влияние содержания модификатора в композиционном вяжущем на предел прочности асфальтобетона при сжатии:
а — при температурах 20 и 50 °С; б, в — соответственно при кратковременном и длительном сжатии в водонасыщенном состоянии:
1  — модификатор, содержащий 30 мас. % коагулюма, 70 мас. % смолы полукоксования каменного угля;
2  — модификатор, содержащий 30 мас. % каучука, 70 мас. % высококипящих продуктов терморастворения бурого угля в нефтяных остатках (Содержание вяжущего в асфальтобетоне 6,5 мас. %.)

 

Разработанные способы улучшения свойств органических вяжущих для дорожного строительства позволяют утилизировать отходы синтетических полимерных материалов и получать продукты с высокими потребительскими характеристиками. При оптимальном (2,5—5,0 мас. %) содержании в композиционном вяжущем модификаторов, полученных на основе маслостойких каучуков, асфальтобетон имеет показатели, превышающие требования ГОСТ 9128-97, и может быть использован для укладки в верхние слои дорожного покрытия.

Improving Organic Road Binding Agents Properties by Synthetic Polymers Waste Additives

Sharypov V. I., Beregovtsova N. G., Institute of Chemistry and Chemical Technology, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Krasnoyarsk, Russia
 Kuznetsov B. N., Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

Several methods of improving organic road binder materials properties, allowing simultaneous utilization of synthetic polymer materials and receiving products with high consumer characteristics, are investigated.

The petroleum bitumen modifiers based on oil-resistant rubbers and wastes of their production as well as liquid products of coals thermotransformation are developed. The received materials can be mixed well with petroleum bitumen and can essentially increase their adhesion to inert materials, elasticity and resistance to weather impact.



Сведения об авторах

Шарыпов Виктор Иванович, канд. хим. наук, вед. науч. сотр., лаборатория каталитической переработки угля и биомассы, Институт химии и химической технологии СО РАН, ул. К. Маркса, 42, Красноярск, 660049, Россия. Тел. (391) 223-94-07. E-mail
Береговцова Наталья Григорьевна,
канд. хим. наук, ст. науч. сотр., лаборатория каталитической переработки угля и биомассы, Институт химии и химической технологии СО РАН, ул. К. Маркса, 42, Красноярск,
660049, Россия. Тел. (391) 223-94-07
Кузнецов Борис Николаевич, д-р хим. наук, проф., первый зам. директора, Институт химии и химической технологии СО РАН, ул. К. Маркса, 42, Красноярск, 660049, Россия. Tел. (391) 249-48-94, факс (391)
243-93-42. E-mail

 




© Последние изменения внесены 09.06.09



© EcoInform