Внедрение системы раздельного сбора ТБО — эффективный путь снижения экологической нагрузки на окружающую среду
Лученко Ф. В., Абашина Е. А., ООО «Украинский научно-исследовательский институт по разработке и внедрению коммунальных программ и проектов», Харьков, Украина
В Украине сфера обращения с ТБО требует глубокого реформирования на основе комплексного подхода, предусматривающего сокращение объемов их образования, снижение нагрузки на существующие и вновь открываемые полигоны, извлечение ресурсно-ценных компонентов, предназначенных для рециклинга.
С точки зрения эффективности процесса и качества отбираемых вторичных ресурсов, предпочтительнее сортировка ТБО у источника их образования. По данными ЗАО «УкркоммунНИИпрогресс» (г. Харьков), пищевые отходы — основной компонент ТБО. Их разложение приводит к увеличению объема влажной гниющей массы, что делает ее непригодной для сортировки. Если в квартире можно отобрать более 70 % ресурсно-ценных отходов, из контейнеров — 35—50 %, то в результате сортировки после мусоровоза, как правило, 15—25 % условно чистых компонентов.
Комплексный
подход позволяет решить
экологическую, эстетическую и
экономическую задачи:
— уменьшить расход природных
ресурсов за счет возврата в цикл
производства вторичных материалов,
а также продлить срок эксплуатации
полигонов за счет уменьшения
объемов отходов, поступающих на
захоронение;
— улучшить облик населенных
пунктов путем использования для
раздельного сбора отходов
евроконтейнеров и мусоровозов с
задней загрузкой, которые выглядят
весьма эстетично и предохраняют
территорию от загрязнения как при
сборе, так и при транспортировке
отходов (рис. 1);
— получить доход от реализации
вторичных ресурсов, направить его
на дальнейшее развитие системы
обращения с ТБО, а также уменьшить
затраты на вывоз и захоронение ТБО.
Рис. 1. Использование евроконтейнеров при внедрении системы раздельного сбора ресурсно-ценных компонентов ТБО в г. Харькове (2007 г.)
Практика показывает, что уже на начальном этапе внедрение системы раздельного сбора ресурсно-ценных компонентов позволяет сократить объем ТБО, вывозимых на полигоны, минимум на 20—30 %.
В Украине эту систему внедряют в редких случаях. Иногда это происходит по инициативе местных администраций (например, г. Киев, г. Миргород Полтавской области, пгт Комсомольский Харьковской области). Кое-где частные предприятия, осуществляющие перевозку ТБО, понимая важность и необходимость такой работы, проводят ее за собственные средства или при участии фирм, производящих продукцию в таре и упаковке (например, г. Харьков).
Для внедрения системы раздельного сбора на территории населенного пункта необходимо предпринять следующие меры.
I. Разработать и утвердить
соответствующие нормативные
документы. Внедрение раздельного
сбора должно быть предусмотрено
программой развития системы
обращения с ТБО, схемой санитарной
очистки и правилами
благоустройства и поддержания
чистоты и порядка в населенном
пункте. Необходимо провести
исследования норм образования, а
также морфологического состава
ТБО. Документы регламентируют
права и обязанности участников
сферы обращения с отходами, а
исследования являются основой для
определения необходимой
материально-технической базы и
расчета экономической
эффективности проекта.
II. Подготовить
материально-техническую базу. В
зависимости от выбранной схемы
сбора ресурсно-ценных компонентов
организаторы должны закупить
необходимое количество
контейнеров, мусоровозов,
подготовить площадки для
размещения контейнеров.
III. Разработать и внедрить план
информирования населения о целях и
задачах проводимой работы. Он
включает издание и распространение
листовок для граждан, методических
пособий для студентов, работников
детских садов и школ,
жилищно-коммунального хозяйства,
специализированной литературы для
детей старших групп дошкольных
учреждений и младших классов школ и
др. Необходимо также широкое
освещение проводимой работы в
средствах массовой информации.
IV. Обеспечить сопровождение
проекта по внедрению раздельного
сбора. Многие начинания в этой
сфере оказались нежизнеспособными
из-за отсутствия кропотливой,
серьезной и постоянной работы по
пропаганде проекта и
экологическому воспитанию
населения. В настоящее время этому
важному вопросу уделяют внимание
лишь общественные экологические
организации и инициаторы
немногочисленных проектов по
внедрению системы раздельного
сбора. Информирование населения и,
особенно, детей — важнейший этап в
комплексе мероприятий по снижению
негативного воздействия на
окружающую среду, позволяющий
формировать экологически
ориентированное мировоззрение.
Дети способствуют изменению
взглядов взрослых на экологические
и социальные проблемы, связанные с
организацией системы обращения с
ТБО.
Сопровождение
внедрения раздельного сбора должно
включать:
1) постоянное информирование
населения о ходе реализации
проекта;
2) организацию обратной связи
путем проведения опросов для
анализа проблем и замечаний
жителей и принятие соответствующих
мер;
3) экологическое
воспитание и обучение детей
цивилизованному обращению с
отходами в школах и дошкольных
учреждениях, для чего
применительно к определенному
населенному пункту необходимо
разработать методические пособия и
экологическую литературу, которые
в доступной форме обосновывают
важность и возможность решения
поставленных задач (рис. 2); работу
по пропаганде цивилизованного
обращения с отходами необходимо
проводить в местах, которые массово
посещают жители города, особенно
дети, например, в зоопарке;
4) организацию работы по
стимулированию участия населения в
раздельном сборе ТБО.
Рис. 2. Пример методического пособия по экологическому воспитанию детей, разработанного сотрудниками ООО «УкрНИИкоммунпроект»
Вышеизложенные положения основаны на многолетнем практическом опыте сотрудников института. Необходимо соблюдать все перечисленные рекомендации, в противном случае весьма вероятен отрицательный результат и формирование у населения негативного отношения к системе раздельного сбора отходов. Без практических знаний и опыта организаторы не получат ожидаемого экономического и экологического эффектов.
В последнее время некоторые средства массовой информации ставят под сомнение целесообразность раздельного сбора ТБО, сообщают, что якобы в Германии в связи со сложностью и убыточностью этой процедуры, ставшей важным повседневным ритуалом немцев, планируют отказаться от нее. У специалистов подобные заявления вызывают, по меньшей мере, удивление. В 2004—2007 гг. авторы имели возможность изучить опыт работы муниципалитетов и частных предприятий Литвы, Швеции, Германии, Голландии и Дании в сфере обращения с отходами. Доказательством необходимости и эффективности раздельного сбора служит постоянная и плодотворная работа субъектов всех форм собственности по сокращению образования отходов, подлежащих сжиганию или захоронению на полигонах.
Германия достигла
наибольших результатов в области
вторичного использования
ресурсно-ценных компонентов
отходов. Увеличение объемов
отходов, подлежащих вторичной
переработке и утилизации,
— требование Директивы
Европейского союза об упаковке и
отходах упаковки 2004/12/ЕС от 11.02.2004 г.
(табл. 1, 2). Германия всегда
отличалась строгим выполнением
взятых на себя обязательств.
Таблица 1
Нормы утилизации и переработки отходов упаковки согласно директивам Европейского союза об упаковке и отходах упаковки
Материал упаковки | Норма, % | |
Директива 94/62/ЕС | Директива 2004/12/ЕС | |
Стекло | минимум 15 | минимум 60 |
Бумага | минимум 15 | минимум 60 |
Металл | минимум 15 | минимум 50 |
Пластмасса | минимум 15 | минимум 22,5 |
Древесина | — | минимум 15 |
Общая утилизация | 50–65 | минимум 60 |
Общая переработка | 25–45 | 55–80 |
Таблица 2
Конечный срок выполнения требований относительно норм утилизации и переработки отходов упаковки для 15 стран — членов ЕС
Страна |
Срок |
|
Директива 94/62/ЕС |
Директива 2004/12/ЕС |
|
Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция | 30 июня 2001 г. |
31 декабря 2008 г. |
Греции, Ирландии, Португалии | 31 декабря 2005 г. |
31 декабря 2011 г. |
Для новых членов ЕС сроки выполнения требований Директивы 94/62/ЕС представлены в табл. 3.
Таблица 3
Конечный срок выполнения требований Директивы 94/62/ЕС, касающихся норм утилизации и переработки отходов упаковки для стран — новых членов ЕС
Страна | Срок | |||||
Утилизация | Переработка | |||||
50-65 % | общая | стекла | бумаги | металла | пластмассы | |
25—45 % | 15 % | 15 % | 15 % | 15 % | ||
Никосия | конец 2005 г. | конец 2005 г | 05.2004 г. | конец 2005 г. | 05.2004 г. | конец 2004 г. |
Чехия | конец 2005 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | конец 2005 г. |
Эстония | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. |
Венгрия | конец 2005 г. | 05.2004 г. | конец 2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | конец 2005 г. |
Латвия | конец 2007 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | конец 2007 г. |
Литва | конец 2006 г. | конец 2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | конец 2004 г. | конец 2004 г. |
Мальта | конец 2009 г. | конец 2005 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | конец 2009 г. |
Польша | конец 2007 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | конец 2005 г. | конец 2005 г. |
Словакия | конец 2007 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | конец 2007 г. | 05.2004 г. |
Словения | конец 2007 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | 05.2004 г. | конец 2007 г. |
Срок, установленный Директивой 2004/12/ЕС, — 31 декабря 2012 г. К этой дате государства — новые члены ЕС должны утилизировать минимум 60 % отходов упаковки, перерабатывать 55—80 %.
Стратегический вопрос для стран ЕС — сокращение максимально допустимого количества биологически разлагающихся отходов, поступающих на захоронение (табл. 4).
Таблица 4
Конечные сроки удовлетворения требований, касающихся максимально допустимого количества биологически разлагающихся отходов, поступающих на полигоны
Максимально допустимое количество по отношению к количеству в 1995 г., % | Срок |
75 | 2010 г. |
50 | 2013 г. |
35 | 2020 г. |
Как и в других странах ЕС, практика раздельного сбора отходов в Германии не лишена некоторых недостатков, что в определенной мере обусловлено достаточно высокими темпами иммиграции выходцев из других стран. Однако муниципалитеты проводят постоянную работу по сопровождению раздельного сбора с использованием как агитационных и разъясняющих материалов, так и средств массовой информации.
На протяжении четырех лет специалисты ООО «УкрНИИкоммунпроект» внедряют проекты по раздельному сбору отходов в Украине. Наш опыт позволяет утверждать, что мнение о менталитете украинцев, препятствующем цивилизованному обращению с отходами, не обосновано. Везде, где мы внедряли систему раздельного сбора ТБО, жители не только принимали активное участие в проекте, но и оказывали поддержку организаторам, проявляли собственную инициативу. Несправедливо перекладывать на их плечи ответственность за непрофессионализм, отсутствие опыта и несоблюдение необходимых условий при внедрении системы раздельного сбора в проектах, которые не оправдали себя.
Luchenko F. V., Abashina E. A, Ukrainian Research Institute for Development and Implementation of Municipal Programs and Projects Ltd, Kharkiv, Ukraine
During 4 years the specialists of Ukrainian Research Institute for Development and Implementation of Municipal Programs and Projects Ltd are creating individual projects for each City in the hard domestic waste management field. The employees of the institute have practical skills and unique professional experience in carrying out practical work introducing separate hard domestic waste collection that does not have any analogues in Ukraine.
Лученко Федор Васильевич,
канд. техн. наук, директор, ООО «Украинский
научно-исследовательский институт по разработке и внедрению коммунальных
программ и проектов», ул. Mироносицкая, 57, оф. 15, Харьков, 61002, Украина.
Тел. (057) 764-19-21, моб. (097) 594-20-39, факс (057) 700-04-09.
E-mail
Абашина Екатерина Александровна,
гл. инженер, ООО «Украинский научно-исследовательский
институт по разработке и внедрению коммунальных программ и проектов», ул.
Мироносицкая, 57, оф. 15, Харьков, 61002, Украина. Тел. (057) 764-19-21, моб.
(067) 995-17-44, факс (057) 700-04-09.
E-mail
© Последние изменения внесены 03.10.09
© EcoInform