Отходы > > >

Сведения об авторах

Условные обязательства при обращении с отходами: оценка, учет, аудит

Еремеева О. С., Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия

При любой производственно-хозяйственной деятельности неизбежно образуются отходы. Проблема бухгалтерского учета операций, связанных с обращением с отходами, актуальна даже для организаций, которые, на первый взгляд, не оказывают значительного вредного воздействия на окружающую среду. Экологическая составляющая деятельности влияет на показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. Поэтому при аудите предприятия, которое в ходе своей деятельности загрязняет окружающую среду, необходимо проводить процедуры проверки достоверности отражения экологической составляющей в учете и отчетности.

Финансовые проблемы при обращении с отходами для предприятия возникают в случаях неуплаты платежей за размещение отходов. Критический фактор, выявленный на многих аудируемых предприятиях, — отсутствие разрешения на размещение отходов. При обнаружении такого факта аудитору следует отметить, что имеет место экологическое правонарушение и его последствия с высокой степенью вероятности принесут в будущем затраты для предприятия в виде штрафов, доначисления платежей за прошедшие периоды. Последствие факта, которое приводит к уменьшению экономических выгод для организации, называется условным обязательством. Если в результате деятельности аудируемого предприятия образуются отходы, а соответствующих лимитов на их размещение нет, то аудитору следует рассчитать размер условных обязательств, возникающих при факте данного экологического правонарушения.

Предлагаем методику расчета условного экологического обязательства. Размер обязательства складывается из двух составляющих: 1) платежи за сверхлимитное загрязнение окружающей среды; 2) штрафы за экологическое правонарушение.

1. Для расчета платы за сверхлимитное загрязнение аудитор собирает и фиксирует в рабочих
документах следующую информацию.

1.1. Вид, наименование отходов, образующихся в результате деятельности исследуемой организации.

1.2. Класс опасности отходов (для этого следует обратиться к Приказу Минприроды № 786 от 02.12.02).

1.3. Норматив платы за размещение отходов конкретного класса опасности (такая информация приведена в постановлении правительства № 344 от 12.06.03).

1.4. Возможность применения корректирующих коэффициентов. Так, коэффициент 0,3 используется при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках. Коэффициент 0 — при размещении (в соответствии с установленными требованиями) отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.

В зависимости от экономического района деятельности предприятия применяются коэффициенты, установленные в приложении 2 к ранее указанному постановлению № 344.

Нормативы платы корректируются на коэффициент индексации согласно закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24.07.2007: нормативы, установленные в 2003 г., — на коэффициент 1,48, а нормативы, принятые в 2005 г., — на 1,21.

1.5. Объем отходов, образующихся в результате деятельности организации. Этот этап наиболее сложен для аудитора. При отсутствии лимитов на размещение отходов, невнимании руководства к данному аспекту природоохранной деятельности обычно отсутствует и учет движения отходов. Достоверные данные о фактическом количестве отходов получить практически невозможно. В данном случае аудитору необходимо прибегнуть к помощи эксперта, специалиста.
Эксперт привлекается для разработки проекта нормативов образования отходов на предприятии
данного типа.

2. Вторая составляющая размера условного обязательства — финансовые санкции за совершенное экологическое правонарушение по Кодексу об административных правонарушениях
(КоАП). Штрафы предусмотрены статьями 8.1, 8.2, 8.41 КоАП. В КоАП приведены минимальное и максимальное значения штрафов. Для расчета условного обязательства возьмем средние
размеры штрафов для юридических лиц: по статье 8.1 — 60 000 руб., по статье 8.2 — 55 000 руб.,
по статье 8.41 — 75 000 руб., итого по трем статьям — 190 000 руб.

Проведен расчет условного обязательства, связанного с отсутствием разрешения на обращение с отходами на объекте исследования, которым является магазин смешанных товаров в Республике Хакасия.

Специализированной организацией установлены виды и размеры образования отходов. Расчет количества образующихся отходов проведен на основании следующих данных о магазине:

— количество работающих 15 человек;

— количество люминесцентных ламп ЛБ-18 88 шт.;

— площадь убираемой территории торгового зала промышленных товаров 122,1 м2;

— площадь убираемой территории продовольственного магазина 104,9 м2;

— площадь убираемой территории проездов 1 133,6 м2, тротуаров 270,8 м2, газонов 51,4 м2.

Нормативы образования отходов, образующихся при эксплуатации объекта, приведены в табл. 1.

В табл. 2 приведен выполненный автором расчет ежегодной платы за размещение отходов при эксплуатации магазина.

Уменьшающие коэффициенты к нормативу платы не применяются, так как организация не размещает отходы на специализированных полигонах, а вывозит их на несанкционированные свалки. Весь объем отходов является сверхлимитным, следовательно, к размеру платы применяем пятикратный увеличивающий коэффициент (согласно Порядку определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.92). Таким образом, платеж за негативное воздействие на окружающую среду в части обращения с отходами равен 3 871,99 • 5 = 19 359,95 руб.

Таблица 1

Нормативы образования отходов при эксплуатации объекта

Наименование отхода

Код

Класс опасности

Норматив образования отходов, т/год

Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак

3533010013011

1

0,0024

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

9110010001004

4

0,825

Отходы (мусор) от уборки территории (смет)

9900000000004

4

8,080

Отходы (мусор) от уборки территории торговли промтоварами

9120120001005

5

12,210

Отходы (мусор) от уборки территории торговли продтоварами

9120110001005

5

12,588

Всего

33,7054

Таблица 2

Расчет ежегодной платы за размещение отходов

Наименование отхода

Норматив платы за 1 т отходов, руб.

Количество отходов, т

Сумма платы с учетом коэффициента экологической ситуации К = 1,1, коэффициента индексации 1,48 или 1,21, руб./год

Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак

1 739,20

0,0024

6,80

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

248,4

0,825

333,63

Отходы (мусор) от уборки территории

248,4

8,080

3 267,51

Отходы (мусор) от уборки территории торговли промтоварами

8

12,210

130,01

Отходы (мусор) от уборки территории торговли продтоварами

8

12,588

134,04

Итого

3 871,99

Для расчета общей суммы условного обязательства сложим две его составляющие (годовой платеж за размещение отходов и средний размер штрафа). Условное обязательство, вызванное нарушением законодательства по обращению с отходами, равно 19 359,95 + 190 000 = 209 359,95 руб.

По мнению аудитора, предприятию следует отразить указанный размер условного обязательства, связанного с экологическими рисками, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Порекомендуем предприятию сделать свою деятельность легитимной в части обращения с отходами и получить соответствующее разрешение. Размер платежей при наличии лимитов образования отходов и их размещении на специализированных полигонах будет незначителен для текущих финансовых результатов магазина.

Contingent Obligations Connected with Waste Management Sphere: Estimation, Accounting, and Audit

Yeremeeva O. S., N. F. Katanov Khakass State University, Abakan, Russia

The paper describes methodology developed for the control of ecological aspects of activity as the part of the audit of financial reporting. This study reveals the particularities of the control of enterprises which form waste in their activity.



Сведения об авторах

Еремеева Ольга Сергеевна, ст. преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, пр-т Ленина, 90, Абакан, Республика Хакасия, 655017, Россия. Тел. моб. (905) 086-69-83. E-mail


© Последние изменения внесены 30.05.09



© EcoInform