Отходы > > >

Сведения об авторах

Отчетность в сфере обращения с отходами

Михайлов А. В., Алтайский государственный технический университет, Барнаул, Россия

Охрана окружающей среды подразумевает, кроме прочего, отчетность природопользователей о своей деятельности перед государственными природоохранными органами. За последнее время эта процедура чрезмерно усложнилась, что привело к путанице в полномочиях ведомств и комитетов. Информация часто дублируется в многочисленных формах отчетности. В результате работа в этой области сводится к оформлению документов и уплате налогов, а заинтересованность руководителей предприятий и специалистов в реализации природоохранной политики отсутствует. Большинство законодательных актов, подзаконных актов, приказов и т. п., принятых в сфере обращения с отходами, направлены в основном на осуществление жесткой налоговой политики в области природопользования.

Одна из краеугольных проблем экономических отношений в России в сфере охраны окружающей среды — наличие административных барьеров. Они присутствуют в различных формах и практически на всех стадиях производственного процесса. К ним следует отнести лицензирование, разрешение на регистрацию, согласование проектной документации, сертификацию, идентификацию, маркирование, обязательную отчетность и др.

По данным Всемирного банка, в Нидерландах число разрешений и лицензий за последние годы было сокращено с 88 до 8. В Австрии лицензируется 28 видов деятельности, в Великобритании — 38, в Испании — 75. В России законодательно признаны лицензируемыми более 340 видов деятельности. Вследствие дробления видов деятельности это число возросло до 500. Однако государственный контроль на потребительском рынке не эффективен.

В соответствии с действующим законодательством все юридические лица должны иметь лицензию на право обращения с опасными отходами, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, другие документы. Однако предположение о негативном воздействии на окружающую среду небольших фирм и офисов, в которых есть только несколько служебных машин и офисная техника, вызывает сомнение. Кроме того, согласно классификации, существуют опасные и неопасные отходы. Получение лицензии на право обращения с отходами требует от предприятий значительных финансовых затрат. Вышеназванные обстоятельства приводят к формализации выполнения одного из требований действующего законодательства и укоренению мнения о том, что существующие законодательные акты направлены на увеличение налогов с предпринимателей, а не на борьбу с загрязнением окружающей среды. Лицензирование следовало бы начать с собственников санкционированных свалок и полигонов.

Анализ показывает, что последние 15 лет в области обращения с отходами наблюдаются положительные тенденции. Однако большинство программ направлено на размещение отходов в окружающей среде. Должного внимания мероприятиям по их переработке не уделяется. Часто отсутствуют необходимые условия для реализации программ (своевременное достаточное финансирование, технологическое оснащение, проектная документация). Структура служб и ведомств, связанных с управлением отходами, несовершенна. Слабая нормативно-правовая база, отсутствие эффективных экономических методов и стимулов тормозят развитие сферы управления отходами. В результате российская практика соответствует европейской ситуации 70-х годов.

Требования органов власти существенно затрудняют работу предприятий малого и среднего бизнеса. Во многом дублирующие друг друга разрешения, свидетельства и т. п. может заменить один экологический паспорт предприятия, в котором были бы представлены сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, образовании отходов, загрязнении окружающей среды и соответствующей санитарно-защитной зоне. Структуру проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составленного в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 г. № 703, можно существенно упростить. Материалы обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в соответствии с приказом № 596а от 28.08.2007 г. составляют около 100–150 страниц и во многом дублируют сведения Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Кроме того, не ясно, зачем нужен паспорт на отходы, значащиеся в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО). Формы паспорта, исходных сведений и свидетельства об отходе во многом повторяют друг друга. На наш взгляд, эти три документа логичнее было бы объединить в один и выдавать только на отходы, которые не зарегистрированы в ФККО.

По нашему мнению, для улучшения ситуации необходимо предпринять ряд мер на государственном и региональном уровнях.

1. Пересмотреть требования действующего законодательства о необходимости получения лицензии на обращение с отходами всеми субъектами хозяйственной деятельности. Вызывает сомнение предположение о серьезном воздействии на окружающую природную среду мелких офисов, молочных кухонь, кафе и т. д. При образовании на предприятии отходов V, IV кланов опасности и некоторых отходов I класса (люминесцентных ламп) в определенном количестве вполне достаточно иметь договоры на вывоз и утилизацию данных отходов. На наш взгляд, лицензированию подлежит только деятельность по транспортированию, переработке, использованию, размещению отходов производства и потребления в случае, если предприятие принимает (покупает) отходы у других предприятий или физических лиц.

Разработать механизмы стимулирования деятельности по использованию и обезвреживанию отходов производства и потребления. Статья 24 закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает уменьшение платы за размещение отходов при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов, применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами. Однако эти меры недостаточно эффективны, и в настоящее время в России практически нет предприятий, где бы эти формы стимулирования работали.

Осуществлять контроль за целевым использованием денежных средств, поступающих от предприятий в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в доход федерального бюджета поступает 20 % платы, субъектов РФ — 40 %, муниципальных районов городских округов — 40 %. Поскольку организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют администрации городских округов и муниципальных районов (статья 13 закона «Об отходах производства и потребления»), разрабатываемые проекты должны финансироваться из этих средств.

Необходимо создать единый орган исполнительной власти, ответственный за охрану окружающей среды и обращение с отходами. Сегодня действует громоздкая бюрократическая машина, включающая ряд федеральных органов с функциями, во многом дублирующими друг друга (Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор).

Reporting in Waste Management Sphere

Mikhaylov A. V., Altay State Technical University, Barnaul, Russia

This paper analyzes development of the legislative base and contains proposals how to simplify reporting in the waste management.

Сведения об авторах

Михайлов Алексей Васильевич, канд. техн. наук, доц., кафедра безопасности жизнедеятельности, Алтайский государственный технический университет, пр-т Ленина, 46, Барнаул, 656038, Россия. Тел. (3852) 36-76-18. E-mail




© Последние изменения внесены 30.05.09



© EcoInform