Отходы > > >

Сведения об авторах

Анализ возможности использования в Украине шведского опыта управления отходами

Bирлич E. М., Управление государственного казначейства, Херсон, Украина

Швеция известна эффективным подходом к решению экологических проблем. Ее опыт в сфере обращения с отходами перенимают многие государства.

Украина планирует адаптировать свое законодательство в этой области к европейским стандартам. Закон Украины «O6 отходах» от 05.03.1998 г. с изменениями и дополнениями является главным регулятором отношений в сфере управления отходами. Oн определяет основные понятия и особенности отношений в области защиты окружающей среды и населения Украины от негативного воздействия отходов. Государственное регулирование осуществляется также законами Украины «O6 охране окружающей природной среды», «O6 обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «O6 обращении с радиоактивными отходами», «O металлоломе», «O6 экологической сети Украины», Кодексом Украины «O недрах» и другими документами. К сожалению, регулирование в анализируемой сфере ограничивается, как правило, лишь трактовкой терминов и понятий. Практически отсутствуют четкие инструкции и указания, определяющие действия в той или иной ситуации, а также классифицирующие наказания за нарушение законодательства об отходах.

В Швеции как бытовые классифицируют отходы из мусорных баков, крупногабаритные отходы, так называемые зеленые, или садовые отходы, опасные отходы (например, батарейки), а также отходы магазинов и офисов. К категории бытовых относят и такие отходы, на которые распространяется ответственность изготовителя, но которые попадают в число утилизируемых или повторно используемых иными путями, в частности, старые газеты, использованная упаковка, отходы электротоваров и электронной техники.

По данным Шведской ассоциации по управлению отходами, количество бытовых отходов, утилизируемых с получением материалов, энергии и удобрений, составляет 80 %. Примерно 30 % (145 кг/год на каждого жителя) перерабатывают с получением вторичного сырья.

Законы, устанавливающие ответственность производителя за утилизацию упаковки, шин и макулатуры, введены в Швеции в 1994 г. Правила, касающиеся транспортных средств, начали действовать с 1998 г., а непригодного электротехнического и электронного оборудования -с 2001 г. Правовая база закрепила права потребителей, ответственность муниципальных властей, а также требования, предъявляемые к коммерческим компаниям и учреждениям общественного сектора.

Действующее законодательство предусматривает ответственность лица, изготовляющего, импортирующего или размещающего тот или иной вид продукции на шведском рынке, не только за организацию и финансирование сбора отходов, но и их рециклинг в полном объеме. Согласно шведскому законодательству, понятие «производитель» охватывает всех участников коммерческого процесса, между которыми разделена совокупная ответственность за утилизацию отходов, — от изготовителя и импортера до розничного торговца.

В настоящее время в Швеции сжигание — один из основных методов обращения с ТБО. В 2007 г. в Швеции было образовано 4,2 млн т ТБО (более 460 кг на 1 человека), из них 31 % утилизированы, 45 % (1,9 млн т) сожжены, 10 % подвергнуты биологической переработке и 14 % размещены на полигонах. Кроме того, на муниципальных предприятиях сожжено 1,2 млн т промышленных горючих отходов. Получено 9,3 ТВтч тепловой и 0,7 ТВтч электрической энергии.

По оценкам специалистов, 5 % общего выброса диоксинов в Швеции связано со сжиганием отходов. Другой значительный источник диоксинов — неконтролируемые очаги возгорания на свалках.

Затраты на сжигание отходов составляют 33—55 евро/т. Это сравнимо с размещением на полигонах (40—95 евро/т) и компостированием (44—110 евро/т). Стоимость утилизации отходов как вторичного сырья зависит от вида материала и обычно находится в пределах 280—550 евро/т.

В Швеции предусмотрены механизмы для практической реализации законодательства в области управления с отходами, четко закреплена ответственность за утилизацию отходов разного происхождения за теми или иными структурами. В Украине нормативно-правовые акты в основном отражают теоретические вопросы. Не всегда понятно, кто и в какой мере несет ответственность за неправильное обращение с отходами, умышленное нарушение правил обращения с ними и т. д. Шведы очень патриотичны и единодушны в стремлении не допустить экологического кризиса, что проявляется как в повседневной жизни, так и в политике.

Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины подготовило проект распоряжения Кабинета министров «Об одобрении концепции государственной целевой экономической и научно-технической программы обращения с твердыми бытовыми отходами на 2010—2019 гг.».

Концепция предусматривает переоснащение контейнерного хозяйства и парка мусоровозов, строительство региональных полигонов для размещения ТБО и рекультивацию полигонов. Планируется внедрение новых технологий утилизации и строительство заводов по сжиганию ТБО. Через несколько лет Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины намерено обеспечить все население страны услугами по вывозу мусора и ввести раздельный сбор отходов тары или упаковки, вышедшего из обращения электронного оборудования. Для реализации программы необходимо 5 млрд грн из бюджета, а также привлечение средств частных инвесторов. Государственная поддержка прежде всего будет направлена на удешевление кредитов для реализации инвестиционных проектов в сфере ЖКХ путем оплаты процентных ставок или первоначального взноса. Еще 1,4 млрд грн необходимо на финансирование научно-технических исследований. За счет утилизации компонентов ТБО планируется ежегодно получать 800 тыс. т бумаги, 600 тыс. т пластмассы и 800 тыс. т стекла. Потенциальные доходы от реализации компонентов ТБО составят 1—1,5 млрд грн.

Участники рынка отходов поддерживают реформу, но требуют от Кабинета министров более четкого плана работы. Полное обеспечение населения услугами по вывозу мусора повлечет за собой рост количества отходов, поступающих на полигоны. Учитывая дефицит земельных ресурсов и противодействие населения строительству новых объектов размещения отходов, можно ожидать переполнения существующих свалок. Строительство предприятий по сжиганию мусора эксперты воспринимают скептически. Стоимость подобного завода около 300 млн евро. Необходимо также учесть большие затраты на обезвреживание выбросов высокотоксичных веществ и захоронение вторичных отходов.

Analysis of Possibilities to Implement Swedish Waste Management Experience in Ukraine

Virlich E. М., Department of State Treasury, Kherson, Ukraine

This paper discusses the features of governmental control in waste management sphere of Ukraine and Sweden.

Сведения об авторах

Вирлич Евгения Михайловна, гл. специалист, отдел расходов местных бюджетов, Управление государственного казначейства, пер. Казацкий, 10, Херсон, 73000, Украина. Тел. (0552) 49-25-97. E-mail




© Последние изменения внесены 29.05.09



© EcoInform