Борьба жителей сел Ольховка и Сороковка против строительства полигона для захоронения твердых отходов

Встреча Нового года в селах Ольховка и Сороковка Харьковского района Харьковской области была особенной, кроме традиционного новогоднего настроения, жителей этих сел объединяла радость общей победы, к которой они шли почти два года. И сельчан действительно есть с чем поздравить, они отстояли свое право жить на чистой земле, пить чистую воду, дышать чистым воздухом. Всего этого их могло лишить строительство полигона твердых бытовых отходов площадью в 32 гектара в непосредственной близости от жилых домов, которое было уже практически начато по распоряжению Главы Харьковской областной государственной администрации. Однако Президиум Высшего Арбитражною Суда Украины 26 декабря 1997 года в порядке надзора отменил это распоряжение, как не соответствующее закону и признал законность и обоснованность требований Ольховского сельского Совета.

Читая традиционные арбитражно-процессуальные формулировки судебного Постановления, довольно трудно представить события реальной жизни, которые предшествовали его принятию. Думается, что этот успешный опыт борьбы граждан Украины за право самим решать в каких экологических условиях жить им и их детям; стоит того, чтобы рассказать о нем более подробно.

...В начале 1996 года Экологическая группа "Печенеги" обратилась к гражданам и общественным организациям Харьковщины с призывом направлять письма протеста в органы власти по поводу планов строительства полигона твердых бытовых отходов в одном из самых экологически чистых мест Харьковского района - селе Сороковка. "ЭкоПраво-Харьков", конечно, направило письмо протеста. Но, по опыту работы зная очень невысокую эффективность подобных общественных акций, мы решили более подробно узнать о фактической стороне этой проблемы, и пригласили для юридической консультации представителей общественною комитета жителей сел Ольховка и Сороковка.

Так состоялось наше знакомство с прекрасными и смелыми людьми - Зоей Викторовной Кийковой и Николаем Григорьевичем Догадайловым. Ни мы, ни они не предполагали, какой долгий и сложный путь общих надежд и разочарований предстоит. Но для нас было очевидно, что эти люди сделают все от них зависящее, чтобы не допустить гибели родного села. На встречу они привезли с собой огромное количество документов, в основном это были обращения в органы власти с множеством подписей местных жителей и отписки чиновников. Но были и действительно юридически значимые документы, на которые можно было опираться в борьбе за экологические права граждан, это, прежде всего; решения Ольховского сельского Совета и других органов местного самоуправления о запрещении строительства полигона ТВО.

В течение нескольких дней мы изучали фактическую сторону дела, анализировали действующее законодательство. Прежде всего, бросалась в глаза халатность, с которой областные и городские власти подошли к выбору места для будущей свалки. Балка Лавровая, куда предполагалось сваливать мусор со всего города, расположена в 600м от жилых домов селения, и в самой непосредственной близости от местного озера, ключи и криницы которого находятся как на дне балки, так и на подворьях местных жителей, использующих эту воду как питьевую. Почва балки влажная, о чем свидетельствуют характерные виды растений, некоторые из них, кстати, занесены в Красную Книгу Украины как исчезающие.

Однако такие "мелочи" проектировщиками в расчет не брались. Качество проведенной экологической экспертизы было очень низким. Например, для определения уровня залегания грунтовых вод была просверлена всего 1 буровая скважина, в то время как предполагаемая площадь проектируемого объекта составляла 32 гектара. В состав земель для размещения полигона ТБО предполагалось изъять даже определенную площадь пашни, хотя такие земли могут изыматься из сельскохозяйственного оборота только по решению Верховного Совета Украины. Первоначально даже государс'1 венные природоохранные органы выступали против строительства полигона на этой территории. Но затем, они все-таки уступили и дали свое согласие, как потом выяснилось под большим давлением вышестоящих властных структур.

Из этих документов стало ясно, что опасения жителей Сороковки не напрасны, действительно, в случае сооружения такого полигона экологическая катастрофа в близлежащих населенных пунктах неизбежна. В результате наша организация предложила общественному комитету план основных направлений его деятельности

25 февраля 1996 года па территории Ольховского сельского Совета и соответствии со всеми требованиями законодательства был проведен местный референдум, на разрешение которого ставился вопрос о согласии населения со строительством полигона твердых бытовых отходов. Подавляющее большинство (90%) населения высказалось против такого строительства, и решение местного референдума стало основной правовой преградой, не позволяющей строительным организациям и исполнительным органам власти сооружать полигон.

Но 9 сентября 1996 года председатель Харьковской областной государственной администрации подписал распоряжение ?877 о выделении земельного участка для строительства полигона твердых бытовых отходов. Содержание данного документа противоречило действующему законодательству о местном самоуправлении, игнорировало нормы экологического и земельного права. Однако в соответствии с ним, органы исполнительной власти и строительные организации пытались начать сооружение этого экологически опасного объекта.

Единственным выходом было немедленное обжалование данного распоряжения в судебные инстанции. Для разрешения таких споров можно обращаться в суды общей юрисдикции (если распоряжение органа власти обжалует гражданин) и систему арбитражных судов (если с подобным решением не согласно юридическое лицо). Мы решили использовать обе эти возможности.

19 сентября 1997 года в Дзержинский районный суд г. Харькова обратился житель с Сороковка Николай Григорьевич Догадайлов с заявлением об обжаловании распоряжения Главы Харьковской областной государственной администрации ? 877 от 9 сентября 1996, где он просил отменить данное распоряжение, как нарушающее его экологические права.

В сентябре 1996 года членам общественного комитета удалось убедить сессию Ольховского сельского Совета в необходимости обжалования вышеупомянутого Распоряжения в Высший Арбитражный Суд. Представлять интересы сельского Совета в Высшем Арбитражном Суде было доверено юристам "ЭкоПраво-Харьков".

Конечно, обжалуя действия первого лица области, мы не возлагали особых надежд на решение районного суда. Но именно благодаря этому процессу, мы выиграли время необходимое для подготовки к рассмотрению дела в Киеве. В соответствии с Гражданским Процессуальным Кодексом Украины, жалобы граждан на неправомерные действия должностных лиц должны рассматриваться в течение 10 дней со дня подачи заявления. Но судья, в производстве которого находилось данное гражданское дело, не спешил с его рассмотрением. Мы так же избрали тактику затягивания этого процесса, поскольку, в соответствии с ч.З ст. 248 - 4 ГПК Украины, подача жалобы приостанавливает действие обжалуемого документа. На основании этой статьи Николай Григорьевич Догадайлов получил соответствующую "справку районного суда, и до мая 1997 года этот документ был главным препятствием на пути строительства полигона.

Тем временем, при обращении в Высший Арбитражный Суд мы столкнулись с определенными трудностями. Используя несовершенства действовавшего тогда процессуального законодательства, судья отказала в принятии к своему производству иска Ольховского сельского Совета, ссылаясь на то, что такие дела, в соответствии с действующим законодательством теперь подведомственны только Конституционному Суду Украины. Но Конституционного Суда как такового еще не существовало, был только Закон о нем. Вскоре Закон был изменен, и Высший Арбитражный Суд вынужден был принять это исковое заявление к своему производству.

Слушание дела состоялось 16 января 1997 года. Юристы "ЭкоПраво-Харьков" как представители истца, четко обосновали требования Ольховского сельского Совета, ссылаясь на то, что собственник земельного участка и первичный землепользователь никогда не давали письменного разрешения на изъятие этих земель под строительство полигона, а напротив неоднократно принимали решения о запрещении строительства этого объекта; на территории Совета состоялся местный референдум, который также запретил это строительство, решение референдума может отменить только другой референдум, приводились и многие другие основания. Представитель ответчика в ходе слушания не привела ни одного веского аргумента, хоть как-то доказывающего законность подготовленного ее отделом проекта распоряжения, который затем подписал Глава Харьковской областной администрации.

Но, не смотря на это, через 10 дней мы узнали, что Высший Арбитражный Суд в иске отказал. Само постановление, в нарушение предусмотренных законом процессуальных сроков, было готово лишь через месяц. Честно говоря, мы с нетерпением ждали момента, когда сможем прочесть этот документ, пытались понять, в чем же мы ошиблись, чего не учли. К сожалению, Постановление Высшего Арбитражного Суда было очень кратким, оно не стало "откровением" для юристов-экологов. Оказалось, что лучший способ обосновать неправосудное решение, вообще не упоминать в нем о прямых и законных доказательствах истца, которые приводились не только в ходе не протоколируемого арбитражного слушания, но и в самом исковом заявлении. Это было грубое нарушение требований о полноте, законности и всесторонности исследования доказательств, которые предъявляет к судебному решению действующее арбитражно-процессуальное законодательство.

Постановление Высшего Арбитражного Суда было обжаловано практически сразу же после его получения, однако, даже не вступив в законную силу силу, оно стало решающим козырем для представителя ответчика в ходе судебного разбирательства в Дзержинском районном суде г. Харькова, судья которого, также прибегая к тактике игнорирования доводов заявителя, и не давая им должной правовой оценки, 25 апреля 1997 года отказал в удовлетворении законных требований Догадайлова Н.Г..

Без особой надежды на успех мы от имени Н. Г. Догадайлова подали кассационную жалобу в Харьковский областной суд. Представители этой судебной инстанции посчитали наиболее целесообразным даже не уведомлять заявителя о дне слушания дела. Коллегия по гражданским делам Харьковского областного суда оставила решение Дзержинского районного суда без изменений, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Эти судебные решения давали государственным хозяйственным органам возможность немедленно приступить к сооружению полигона ТБО. И к Сороковке начала стягиваться строительная техника. Необходимо было принимать срочные меры. Единственным выходом в этой ситуации было максимальное использование прав местного Совета и четкое следования требованиям закона. Любое неправомерное действие общественности могло быть использовано властью для нагнетания напряженности.

Поэтому Ольховский сельский Совет принял решение о временной приостановке строительства, решение о пикетировании и "живом заслоне" на пути строительной техники. Люди выходили на пикетирование, только имея при себе копию решения сельского Совета.

В харьковской прессе и на телевидении была проведена информационная кампания, направленная на то, чтобы сломить волю жителей села, убедить горожан в том, что "кучка эгоистов" хочет приговорить миллионный город к мусорным завалам. Ежедневно со всех сторон звучало: "Полигон будет построен. Строительство уже идет".

Но жители Сороковки, Ольховки, близлежащих хуторов ежедневно в любых погодных условиях выходили к балке Лавровой, пикетировали подъездные пути. А стояли как раз те летние дни, которые, как известно, "год кормят". Но не смотря ни на что, выходили пожилые женщины с иконами, дети и все кто мог хоть на какое-то время оставить свое хозяйство. Все понимали - сейчас решается их общая судьба. Жители становились прямо под гусеницы тракторов и бульдозеров, не давая им вести земляные работы. Противостояние продолжалось почти три месяца.

И только тогда, когда представители органов власти поняли, что ни угрозами, ни нарядами милиции, ни обещаниями газификации и строительства различных социально-культурных учреждений они не сломят волю этих людей, они пошли на переговоры. Главной целью, к которой стремились муниципальные чиновники, было убедить местных жителей в том, что проект значительно усовершенствован, что он не имеет ничего общего с предлагавшимся ранее вариантом, и полностью соответствует европейским экологическим требованиям. Привозились и демонстрировались видеофильмы немецкой строительной фирмы, где рекламировались "благоустроенные немецкие свалки". Но люди относились к подобной информации довольно скептически. Понять разницу между тем, что демонстрируется в рекламных роликах заинтересованных западных фирм, и настоящими экологическими стандартами им помогли встречи с американскими специалистами, сотрудничающими с "ЭкоПраво-Харьков".

В течение 1996-1997 г.г. с. Сороковку посетили четверо юристов-экологов их США; содиректор Института Экологического Права Джей Остин, юристы Американской Ассоциации Адвокатов Кармен Гонсалес и Брайан Рохан и Прокурор Департамента Юстиции США Джеремя Корзеник. Благодаря встречам с ними, активисты общественного комитета знали о том, какие строгие экологические и технологические стандарты существуют для подобных объектов в Соединенных Штатах, йотом, какими широкими права на доступ к объективной экологической информации обладает любой гражданин США.

Жители Сороковки были убеждены в справедливости своих требований и юристы "ЭкоПраво-Харьков" продолжали искать выход из сложившейся ситуации.

В Генеральную Прокуратуру Украины и Председателю Высшего Арбитражного Суда были направлены ходатайства о принесении протеста в порядке надзора на незаконное определение Судебной Коллегии Высшего Арбитражного Суда, которое оставило в силе Постановление судьи Высшего Арбитражного Суда об отказе в удовлетворении иска Ольховского сельского Совета. Кроме того, от имени Ольховского сельского Совета были направлены письма Председателю постоянной парламентской комиссии по законности и правопорядку, Председателю постоянной парламентской комиссии по вопросам правовой политики и судебно-правовой реформы, Министру юстиции.

К счастью, в августе 1997 года Верховный Совет Украины ратифицировал Протоколы ? 9 и ? 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Таким образом, граждане Украины получили возможность защищать свои права в Комитете по правам человека Совета Европы и в Европейском Суде по правам человека. Теперь, требуя от постоянных комиссий парламента и Генеральной Прокуратуры объективной и всесторонней проверки законности Постановлений Высшего Арбитражного Суда, Ольховский сельский Совет указывал на свою готовность обратиться за защитой конституционных прав и свобод граждан в вышеупомянутые структуры Совета Европы.

Кроме того, "ЭкоПраво-Харьков" вело активные переговоры с Институтом государства и права Национальной Академии Наук Украины о проведении правовой экспертизы материалов этого дела, находящихся в Высшем Арбитражном Суде Украины и в Дзержинском районном суде г. Харькова.

Трудно судить, что и данном случае имело решающее значение и какой из аргументов был наиболее убедительным, но Председатель комиссии по судебпо-правовой реформе направил запрос по этому делу в Высший Арбитражный Суд Украины. Председатель Высшего Арбитражного Суда истребовал дело для изучения и пришел к выводу, что у него есть основания для принесения протеста в порядке надзора на Постановление Надзорной Коллегии Высшего Арбитражного Суда. Заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда. на котором рассматривался этот протест, состоялось 26 декабря 1997. Мы основательно готовились к новой встрече с представителем ответчика, предполагали, что заседание будет сложным. Но представитель Харьковской областной государственной администрации не явился, и дело рассматривалось в его отсутствие. Протест Председателя Высшего Арбитражного Суда, а, следовательно, и иск Ольховского сельского Совета был удовлетворен.

О событиях в с. Сороковка журналисты первого канала украинского телевидения "УТ-1 " рассказали 10 января 1998 года. О стойкости и решительности жителей этого небольшого села узнала вся Украина.

Очень бы хотелось верить, что пример сороковчан вдохновит граждан нашей державы, заставит их поверить в то, что именно от них сейчас зависит то, какой увидят эту землю их дети и внуки. К сожалению, и сейчас это непросто, но действующее законодательство и Конституция дает нам такой шанс.

Харьковская городская общественная организация "ЭкоПраво-Харьков"


(C) EcoSafe. Последние изменения внесены 09.05.98 Валентином Поповым. Для бумажных писем 310052, Харьков, а/я 81. Тел./факс (0572) 12-11-05