Из трех основных факторов воздействия на природную среду -пылегазовых выбросов, сточных вод и твердых отходов, последние являются наиболее стабильными источниками загрязнения. Пылегазовые (дымовые) выбросы благодаря громадной емкости атмосферы, ветру и атмосферным осадкам быстро рассеиваются. Сточные воды, смешиваясь и разбавляясь природными водами, под воздействием течения, солнечной радиации, водных микроорганизмов также сравнительно быстро приобретают свойства природных вод. Но твердые отходы, складируемые на поверхности и в недрах Земли, в течение длительного времени практически не меняют своего состояния. Пылящие и дымящие поверхности свалок загрязняют воздух. Атмосферные осадки, вымывая из массивов свалок токсичные вещества, загрязняют подземные и поверхностные воды и ночву.
Известно, что при добыче полезных ископаемых 93% извлекаемой из недр горной массы идет в отходы. При дальнейшей обработке сырья еще 5% уходят в отходы. Таким образом, используемый человеком полезный продукт составляет всего 2% от общей массы добываемого сырья, остальные 98% - это производственные отходы, которые, как правило, не поддаются утилизации.
Объем бытовых отходов так же растет день ото дня, сейчас он составляет от 0,5 кг до 4 кг на долю каждого человека ежедневно.
Полигоны
промышленных и бытовых отходов
практически повсеместно
переполнены. Растут площади
стихийных свалок в лесных
насаждениях, на землях
сельскохозяйственного назначения,
на пустырях. С каждым годом свалки
занимают все больше территории. Вся
наша планета грозит со временем
превратиться в сплошную свалку
отходов.
До последнего времени обращение с
отходами регулировалось
разрозненными ведомственными
нормативными актами, что никак не
способствовало формированию
единой государственной политики в
отношении образования,
транспортирования, обработки,
утилизации и складирования
отходов, порождало многочисленные
ведомственные споры об их
принадлежности и порядке
утилизации.
Заполняя существующий правовой вакуум в этой области, украинские законодатели используют опыт, накопленный зарубежными странами. Такие развитые промышленные державы как США, Германия, Япония имеют наиболее совершенное законодательство в этой области. Детальная регламентация, учет особенностей видов отходов и достаточно строгие санкции за нарушений предъявляемых требований содержаться и в соответствующих Директивах ЕЭС. Продиктованное инстинктом самосохранения человечества растущее ужесточение норм национального и международного законодательства об обращении с отходами обусловило решение высшего законодательного органа Украины принять единый нормативный акт, где бы наиболее полно и всесторонне регулировались рассматриваемые отношения.
В ноябре 1997 года Верховным Советом Украины был рассмотрен и одобрен в первом чтении проект Закона Украины "Об отходах. В настоящее время Комитет Верховного Совета Украины по вопросам экологической политики и Кабинет Министров продолжают работу над законопроектом с учетом предложений и замечаний, высказанных народными депутатами.
К достоинствам этого законопроекта следует отнести;
законодательное определение основных терминов, используемых в сфере регулирования отношений при обращении с отходами: "опасные отходы", "обращение с отходами". "собственник отходов", "производитель отходов" и др., имеющие важное значение для единообразного толкования в правоприменительной практике;
установление основных принципов и направлений государственной политики в области обращения с отходами, определение правового статуса субъектов этих отношений, закрепление их права и обязанностей; а четкую правовую регламентацию процессов сбора, хранения, обработки, транспортировки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения отходов. Устанавливается компетенция органов исполнительной власти и местных органов управления в сфере обращения с отходами;
закрепление форм государственного учета, системы наблюдений и информации при обращении с отходами, в частности, вменение в обязанности специально уполномоченных центральных и местных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды информировать граждан и их объединения о влиянии отходов и мест их охранения и удаления на состояние окружающей природной среды и здоровье населения;предусмотрены меры и требования, направленные на предотвращение и уменьшение образования отходов, и экологическое безопасное обращение с ними;
введен экономический механизм, обеспечивающий реализацию мер по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования.
Законопроект устанавливает составы правонарушений в сфере обращения с отходами и устанавливает различные виды юридической ответственности за их совершение. Очень важным для общественности является установление ответственности должностных лиц за сокрытие, искажение и отказ от выдачи полной и достоверной информации по запросам граждан об образовании отходов и безопасного обращения с ними, а также об аварийных сбросах отходов и возможных опасных последствиях в связи с этими действиями.
Представители Центра общественной экологической адвокатуры "ЭкоПраво-Харьков",совместно с коллегами из Киева и Львова, принимали участие в обсуждении проекта Закона Украины "Об отходах". Рекомендации и замечания этих общественных организаций были в основном учтены при подготовке законопроекта к парламентскому слушанию во втором чтении.
Думается, что реализация Закона Украины "Об отходах" явится надежной правовой базой для становления цивилизованных методов ведения хозяйствования в этой области, предотвратит те экологические бедствия, которые потенциально возможны при нынешнем уровне обращения с отходами.
(C) EcoSafe. Последние изменения внесены 09.05.98 Валентином Поповым. Для бумажных писем 310052, Харьков, а/я 81. Тел./факс (0572) 12-11-05